способности могут относиться к таким областям, как письмо, чтение, счет, музыка или рисование.
Почти четверть (25 процентов) детей, страдающих аутизмом, отличается развитием одной
специфической когнитивной способности до уровня, превышающего средний для населения в целом, а
также значительно превышающего их собственный общий уровень интеллектуального развития (Goode,
Rutter, & Howlin, 1994).
Помимо этого приблизительно у пяти процентов детей, страдающих аутизмом, развивается
необычайный талант в той или иной узкой области, значительно превосходящий способности даже
нормально развитых детей их возраста. Такие дети, которых называют также аутичными
вундеркиндами (autistic savants), демонстрируют исключительные способности, касающиеся таких
областей как счет, память, решение головоломок, музыка или рисование. Так, один мальчик,
коэффициент интеллекта которого не превышал 60-ти, мог назвать выигрышные номера ежедневных
лотерей за прошедшие пять лет. Другой ребенок научился играть на фортепьяно, точно воспроизводя на
слух любую мелодию, которую он слышал по радио от Брамса до Бакарэка. [Берт Бакарэк (р. 1929),
композитор, автор многих песен, вошедших в репертуар популярных певцов. Прим. ред.] По оценкам
изучавших его психологов, он мог удерживать в голове до двух тысяч мелодий (Growski, 1993). Надя,
девочка, страдающая аутизмом, была без ума от лошадей; она сделала сотни зарисовок лошадей,
отличавшихся необыкновенной живостью и сходством, в возрасте всего трех лет. Один из рисунков
Нади, выполненный ею в пятилетнем возрасте, приведен на рис. 10.3. Увидев изображение лошади в
книжке, Надя смогла сделать сотни рисунков, показывавших эту лошадь в различных ракурсах (Baron-
Cohen & Bolton, 1993).
Рис. 10.3. Реалистичный рисунок лошади, выполненный Надей в возрасте пяти лет (Selfe, 1977).
Неясно, являются ли эти единичные таланты, характерные для небольшого числа детей,
страдающих аутизмом, проявлением не затронутых болезнью способностей, либо, напротив, следствием
болезни. Одна из гипотез предполагает, что аутичные вундеркинды, воспринимая информацию,
разбивают ее на мелкие фрагменты, а не перерабатывают целиком, следствием чего являются их
исключительные способности в отдельно взятой узкой области (Pring, Hermelim, & Heavey, 1995).
Согласно другому предположению, дети, страдающие аутизмом, мыслят образами, а не идеями, что
позволяет им запоминать информацию в режиме, подобном аудио- или видеозаписи (Hurlbert, Happe, &
Frith, 1994). К сожалению, несмотря на уникальные способности аутичных вундеркиндов и более
распространенные фрагментарные способности других аутичных детей, в большинстве случаев они не
находят практического применения в их повседневной жизни.
Сенсорные и перцептивные расстройства
Многие зрительные образы, звуки, запахи, тактильные ощущения, не вызывающие беспокойства
у нормальных детей, могут стать неприятными и даже болезненными для детей, страдающих аутизмом.
Так, аутичный ребенок может реагировать на человеческий голос, как на пронзительный крик, на легкое
поглаживание, как на острую боль, а на телефонный звонок, как на звук электрической дрели,
поднесенной к самому уху. Сенсорный дефицит и патологии очень распространены среди детей,
страдающих аутизмом. К ним относятся гипер- и гипо-сенситивность к определенным стимулам,
чрезмерно избирательное внимание и нарушения переключения внимания между различными
сенсорными сигналами, а также расстройства, связанные с согласованием различных сенсорных
модальностей например неспособность одновременно следить за движением рук человека,
хлопающего в ладоши, и слышать звук хлопка.
Для детей, страдающих аутизмом, характерны такие сенсорно-перцептивные нарушения, как
сенсорная доминантность (sensory dominance) и чрезмерная избирательность (overselectivity) при
восприятии стимулов.
Под сенсорной доминантностью понимают тенденцию фокусировать внимание на стимулах
определенного типа в ущерб восприятию других стимулов, например предпочтение зрительных
стимулов слуховым. Чрезмерной избирательностью стимулов называют тенденцию фокусировать
внимание на тех или иных характеристиках предметов или окружающей обстановки, в то же время
игнорируя другие, не менее важные, характеристики. Вследствие такой узкой направленности
восприятия на отдельные детали окружения создается впечатление, что дети, страдающие аутизмом,
обладают туннельным зрением или слухом, что крайне затрудняет для них изучение окружающего мира
|