(Klinger & Dawson, 1995).
Дефицит когнитивных навыков
Ученые полагают, что существует два типа нехватки когнитивных навыков, сопровождающих
аутизм: (1) когнитивный дефицит частного характера (specific), связанный с нехваткой навыков
обработки социально значимой эмоциональной информации, и (2) когнитивный дефицит общего
характера (general), связанный с нехваткой навыков переработки информации, планирования и
концентрации внимания.
Дефицит навыков переработки социально значимой (эмоциональной) информации
Социальные и коммуникативные проблемы детей, страдающих аутизмом, привлекли внимание
ученых, пытавшихся выяснить особенности восприятия этими детьми таких источников социально
значимой (эмоциональной) информации, как эмоциональные высказывания, мимические выражения
эмоций, а также другие проявления внутренних психических состояний людей. Необычные формы
социального поведения детей, страдающих аутизмом, позволяют сделать предположение о наличии у
них серьезных нарушений восприятия социальной информации (Sigman, 1995). Нельзя сказать, что у
таких детей процессы социального взаимодействия полностью нарушены или отсутствуют, однако
можно говорить о том, что они испытывают значительные трудности в ситуациях, требующих
понимания специфики социальных отношений.
В возрасте около 12-ти месяцев почти любой нормальный ребенок может определить, когда его
внимание и внимание другого человека направлено на один и тот же объект. Дети этого возраста
начинают осознавать, что действия людей мотивированы их желаниями и направлены на достижение
определенных целей. Это понимание необходимо для того, чтобы ребенок был способен придумывать
игры с воображаемыми предметами и выполнять те или иные действия «понарошку». Дети, страдающие
аутизмом, однако, не понимают сущности воображаемых действий и неспособны играть в игры с
участием воображения. Так, нормальный ребенок может поить куклу из пустой чашки, издавая при этом
глотательные звуки, тогда как ребенок, страдающий аутизмом, будет просто непрерывно вертеть чашку
в руках (U. Frith, 1993).
Тот факт, что маленькие дети, страдающие аутизмом, не совершают спонтанных воображаемых
игровых действий, привел ученых к выводу о том, что у них также должны возникать проблемы,
связанные с пониманием специфики различных психических состояний как других людей, так и
своих собственных которые не имеют непосредственного внешнего выражения. К таким
психическим феноменам относятся, в частности, намерения, эмоции и желания. Гипотезы такого рода
получили общее название Теории распознавания психических состояний (Theory of Mind)
[Создатели теории используют термин Mind как сокращение от «mindreading», который последующий
контекст позволяет перевести как распознавание психических состояний. Прим. ред.] (Baron-Cohen,
2000b; Baron-Cohen, Tager-Flusberg, & Cohen, 2000). К четырехлетнему возрасту почти все дети
способны догадываться о том, что другой человек знает, думает или считает правильным, однако детям,
страдающим аутизмом, крайне трудно делать подобного рода предположения даже в более старшем
возрасте (Baron-Cohen, 1995). Хотя такие дети и способны делать выводы на основании физических
событий и характеристик, которые они могут непосредственно наблюдать, формирование
представлений о невидимых аспектах реальности, таких как психические состояния людей (mental
states), представляет для них значительные трудности (G. Dawson, 1996).
В основе Теории распознавания психических состояний, пытающейся объяснить феномен
аутизма, лежит предположение о том, что способность определять чувства, желания и намерения людей
по внешним проявлениям имеет эволюционную ценность для человечества, с точки зрения
возможностей адаптации к условиям внешней среды. Согласно данной теории, все люди от природы
наделены способностью определять психическое состояние другого человека по его внешнему
выражению. Мы постоянно интерпретируем еле уловимые признаки, по которым нам удается
восстановить полную картину наших знаний о суждениях и намерениях других людей. Мы делаем это
автоматически, почти не прикладывая к этому сознательных усилий.
Представим себе такую ситуацию: через десять минут после начала урока в класс заходит
ученик, который оглядывается по сторонам, после чего выходит из класса. Как вы можете объяснить его
поведение? Умея понимать психическое состояние другого человека, вы можете сделать следующее
|