предположение: «Возможно, он пытался найти потерянную им книгу, которая, как он думал, могла
находиться в этом классе» или «Возможно, он хотел найти друга, который занимается в этой группе, но
вспомнил, что тот сегодня не пошел в школу». Несомненно, вам без труда удастся выдвинуть множество
версий, объясняющих поведение ученика, и все они будут основываться на предположениях,
характеризующих его возможные психические состояния (которым соответствуют слова, выделенные
курсивом). Вероятно, вы не будете на сто процентов уверены в правильности ваших версий, однако, по
всей видимости, для вас не составит никакого труда сделать подобные предположения.
Развитие способности распознавать собственные и чужие психические состояния получило
название ментализации (mentalization) (Baron-Cohen, 1995; Morton & Frith, 1995). Исследователи
предполагают, что основные проблемы детей, страдающих аутизмом, возникают вследствие дефицита
процессов ментализации. Иными словами, аутичные дети в той или иной степени страдают
«психической слепотой» (mindblindness), то есть «у них не развивается способность естественным
образом распознавать психические состояния других людей» (Baron-Cohen, 1995). Интересно, что
большинство пятилетних детей на вопрос: «Для чего нужен мозг?» отвечают, что мозг нужен для того,
чтобы думать, мечтать, хранить тайны, и т.д. Однако, если такой вопрос задать ребенку, страдающему
аутизмом, он, скорее всего, скажет, что с помощью мозга люди двигаются, ни словом не упомянув о
мыслительной деятельности (Baron-Cohen, 1995). Дети, обнаруживающие дефицит процессов
ментализации, способны усваивать, запоминать и хранить фрагменты социально значимой информации,
однако они плохо понимают смысл этих фрагментов.
Для определения способности детей к распознаванию психических состояний других людей
используется Тест Сэлли-Энн (Sally-Anne Test). Его описание вы найдете во врезке 10.3. Этот очень
простой тест дает представление о значении простейших процессов ментализации.
Врезка 10.3
Тест Сэлли-Энн: Значение процессов ментализации
В качестве реквизита используются две куклы по имени Сэлли и Энн. У Сэлли есть корзина, у
Энн коробка. Сэлли кладет шарик в корзину, накрывает ее и уходит из комнаты. Энн достает шарик
из корзины и прячет в своей коробке. Сэлли возвращается с прогулки и хочет поиграть с шариком.
Тестовый вопрос: где Сэлли будет искать шарик?
Большинство четырехлетних детей уверенно отвечает на этот вопрос: Сэлли будет искать шарик
в корзине там, куда она его положила. Даже умственно отсталые дети осознают, что Сэлли должна
думать, будто шарик лежит там, где она его оставила. Как и нормальные дети, они отвечают, что Сэлли
не знала о том, что Энн сделала с шариком, пока ее не было в комнате.
Понимание детьми этого факта свидетельствует о том, что они приписывают другим людям
различные психические состояния. Они понимают, что человек может иметь ложное представление о
ситуации. Ложное представление (false belief)
является психологическим, а не физическим
состоянием, и является фактором, позволяющим с большой долей вероятности как объяснять, так и
предсказывать поведение людей, в данном случае предсказать то, что Сэлли в поисках шарика
заглянет в свою корзину. Понимание сути ложных представлений естественным образом предполагает
и понимание сути истинных представлений соответствующих действительности предположений о
том, что другой человек знает и чего он не знает; предположений о его намерениях и чувствах. В этом и
состоит суть Теории распознавания психических состояний.
Однако для большинства детей, страдающих аутизмом, даже для тех из них, чей ментальный
возраст (Здесь и далее термин ментальный возраст означает уровень развития нормального ребенка,
соответствующий определенному возрасту. прим. ред.) превышает четыре года, этот элементарный
тестовый вопрос представляет значительные трудности, и они, как правило, дают на него неправильный
ответ. Они отвечают, что Сэлли будет искать шарик в коробке у Энн (где он действительно находится),
несмотря на то, что они помнят, как Сэлли положила шарик в корзинку, и что ее не было в комнате,
когда Энн переложила его в коробку. Хотя они в состоянии запомнить эту несложную
последовательность событий, они не могут сделать на основе известных им фактов вывод, состоящий в
том, что Сэлли должна иметь ложное представление относительно того, где находится шарик.
Следовательно, они совершенно не учитывают того, что думает Сэлли, тем самым упуская из виду
важное изменение, произошедшее в ситуации (то, что в прошлом являлось истинным представлением,
перестало быть таковым). Поэтому они оказываются не в состоянии предсказать поведение Сэлли.
Непонимание ими сути ложных представлений говорит и о непонимании ими и других психических
|