состояний. На основании этого делается вывод о том, что дети, страдающие аутизмом, неспособны к
ментализации.
(Источник: Адаптировано по U. Firth, 1997.)
---
Однако небольшой, но достаточно существенный процент детей, страдающих аутизмом (по
различным оценкам, от 15 до 60-ти процентов), обнаруживают некоторые способности к ментализации
они успешно справляются с Тестом Сэлли-Энн или аналогичными тестами (Нарре, 1995а). По
сравнению с детьми, страдающими аутизмом, которые не способны справиться с тестами,
предполагающими понимание феномена ложных представлений, этих аутичных детей отличает более
осмысленное и общительное поведение, а также более высокий уровень развития речевых и других
коммуникативных навыков (U. Frith & Нарре. 1994). Вербальные способности этих детей также
значительно превышают уровень, демонстрируемый другими аутичными детьми одного с ними
возраста, на основании чего мы можем предположить, что им удается решать задачи на ментализацию
сознательным логическим путем (Нарре, 1995а, 1995b). Дети, успешно справляющиеся с такими
заданиями, включая детей, страдающих аутизмом, как правило, понимают метафоры, иронию, а также
воспринимают различные эмоции говорящего, включая намерение солгать или пошутить. Однако дети
и юноши, страдающие аутизмом и понимающие феномен ложных представлений, склонны давать
пространные объяснения своим догадкам. Это позволяет предположить, что им приходится сознательно
использовать специальные стратегии с целью определения психических состояний окружающих. В
отличие от них, нормальные дети настолько естественно, автоматически и бессознательно определяют
наличие у окружающих ложных представлений, что им бывает трудно объяснить, как они получают
ответы на тестовые вопросы (Нарре, 1995а).
Однако страдающие аутизмом дети, которым удается успешно выполнить тест Сэлли-Энн, все
же испытывают трудности при выполнении комплексных тестов, моделирующих более реальные
жизненные ситуации (Нарре, 1994а).
Результаты исследований снимков мозга свидетельствуют о том, что при решении нормальными
индивидуумами задач, требующих определения психических состояний других людей, активизируются
иные участки головного мозга, чем при решении задач, не требующих определения психических
состояний (Р.С. Fletcher et al, 1995). Учитывая трудности, которые испытывают дети, страдающие
аутизмом, при решении подобных задач, полученные результаты свидетельствуют о наличии
неврологических причин аутизма. О попытках ученых выяснить эти причины мы будем говорить в
следующем разделе. Хотя специфическая нехватка навыков обработки социально значимой
эмоциональной информации, в том числе и дефицит навыков ментализации, встречается у большинства
детей, страдающих аутизмом, тот факт, что некоторые из них все же не имеют подобных нарушений,
говорит о том, что дефицит когнитивных навыков в случаях аутизма невозможно объяснить с помощью
одной только Теории распознавания психических состояний.
Общий дефицит когнитивных навыков
Высказывались предположения, что дети, страдающие аутизмом, обнаруживают общий дефицит
когнитивных навыков в процессах многоуровневого планирования (high-order planning) и в регуляции
поведения (Pennington et al., 1997). Эти процессы, названные ведущими функциями (executive functions),
обеспечивают эффективные решения когнитивных задач. Ведущие функции позволяют: блокировать
неадекватные формы поведения, осуществлять осмысленные действия, непрерывно поддерживать
процесс выполнения задания, проводить самоконтроль (self-monitoring), устанавливать обратную связь,
а также плавно переходить от решения одних задач к другим. О наличии общего дефицита когнитивных
навыков при осуществлении руководящих функций у лиц, страдающих аутизмом, свидетельствуют
трудности, которые они испытывают в некоторых видах когнитивной деятельности. К их числу
относятся: организация, планирование, изменение когнитивных установок (cognitive set), освобождение
от мешающих стимулов, обработка информации в изменяющихся, нетривиальных условиях и
обобщение (generalizing) ранее усвоенной информации для анализа новых ситуаций (Bryson, Iandry, &
Wainwright, 1997; Minshew & Goldstein, 1998; Ozonoff, 1994).
Другой тип недостатка когнитивных навыков, как предполагают, вызывающий аутизм,
выражается в слабом стремлении к центральной когерентности (central coherence), под которой
понимается ярковыраженная тенденция людей интерпретировать стимулы в обобщенной форме, что
|