психических состояний, в отличие от детей, страдающих аутизмом (Charman et al, 1997). Однако в
обоих случаях наблюдается самостимуляция, а также самотравмирующее поведение, что, по-видимому,
является функцией ментального возраста, а не диагноза.
Иногда бывает сложно отличить аутизм от нарушений развития речи (см. главу 11), особенно в
раннем возрасте. В обоих случаях наблюдаются задержки появления лепета (babbling), трудности в
овладении речью и освоении длинных фраз и грамматических правил. Однако дети, страдающие
аутизмом, отличаются использованием более нетипичных форм речи, таких как эхолалия и реверсия
местоимений; они также менее способны к спонтанной речи, характерной для социального общения, и к
использованию невербальных средств коммуникации (Cantwell, Baker, Rutter & Mawhood, 1989).
Итоги раздела
- Около 80% детей, страдающих аутизмом, являются также умственно отсталыми;
приблизительно половина из них имеет коэффициент интеллекта менее 50-ти баллов, и около 30% от
50 до 70 баллов. Остальные 20% детей имеют коэффициент интеллекта средний или выше среднего.
- Для детей, страдающих аутизмом, характерны сенсорно-перцептивные расстройства и
дефициты. К ним относятся: гипер- и гипосенситивность к определенным стимулам, чрезмерная
избирательность внимания, нарушения, связанные с переключением внимания с одного сенсорного
сигнала на другой, а также нарушения, связанные с совмещением различных сенсорных модальностей.
- Дети, страдающие аутизмом, обнаруживают дефицит навыков распознавания психических
состояний как других людей, так и своих собственных, включая намерения, эмоции и желания.
- Дети, страдающие аутизмом, обнаруживают общий дефицит когнитивных навыков в процессах
многоуровневого планирования и регуляции поведения (т. с. дефицит ведущих функций).
Распространенность и особенности протекания аутизма
Ранее считалось, что аутизмом страдают, как минимум, 4-5 из 10 000 детей (Tanguay, 2000).
Однако оценки распространенности этого заболевания растут, и, по последним данным, процент
больных детей почти в 3 раза превышает указанный выше (Fombonne, 1999). Рост показателей
заболеваемости связан с увеличением числа критериев, позволяющих диагностировать аутизм, а также с
развитием диагностических средств, позволяющих выявлять более слабые формы заболевания у лиц,
характеризующихся достаточно высоким уровнем функционирования (Bryson & Smith, 1998; Gillberg &
Wing, 1999).
Аутизм встречается среди представителей всех социальных слоев населения и во всех точках
земного шара (Fombonne, Du Mazaumbrun, Cans & Grandjean, 1997; Schopler & Mesibov, 2000).
Мальчики страдают аутизмом приблизительно в три-четыре раза чаще, чем девочки (Fombonne,
1999). Пропорция остается постоянной, несмотря на рост оценок общей распространенности аутизма.
Особенно ярко проявляются количественные различия, обусловленные половой принадлежностью,
среди детей, чей уровень интеллекта находится в пределах нормы. Однако процент как мальчиков, так и
девочек, страдающих одновременно аутизмом и умственной отсталостью в тяжелой форме, примерно
одинаков. Это означает, что хотя девочки менее подвержены заболеванию аутизмом, чем мальчики, в
тех случаях, когда у них все же возникает аутизм, он сопровождается более тяжелой формой
умственной отсталости.
Время наступления болезни
Анна-Мария: Первое празднование дня рождения.
Анне-Марии исполнился год, мы отмечали ее день рождения и только что торжественно вошли
в комнату, неся праздничный торт и распевая поздравительные гимны. Нам стал подпевать и Дэниел,
старший брат Анны-Марии, которому исполнилось почти два с половиной года. Анна-Мария, сидящая
на своем стульчике для кормления, многозначительно смотрела на торт, но ее младенческое тельце
оставалось неподвижным, а на лице не было даже улыбки... Я снова не смог удержаться от невольного
сравнения ее со старшим братом, который в свой первый праздник дня рождения визжал от
радости... Трудно сказать, когда мы увидели тревожные признаки, в какой момент Анна-Мария стала
отдаляться от нас было ли это в тот период, когда мы в первый раз отмечали ее день рождения, а
|