может быть, раньше или позже? (Maurice, 1993b).
Мы не можем точно указать, когда проявляются первые симптомы аутизма (Koenig, Rubin, Klin
& Volkmar, 2000). Большинство родителей страдающих аутизмом детей начинают проявлять
беспокойство в период, предшествующий второму дню рождения ребенка. К этому времени для них
становится очевидной разница в уровне развития речи, а также в проявлении интереса к играм с
участием воображения и к социальным контактам между их ребенком и другими детьми того же
возраста. Хотя основные нарушения, связанные с аутизмом, становятся особенно заметными в возрасте
около двух лет, отдельные проявления аутизма, вероятно, присутствуют и в значительно более раннем
возрасте, о чем свидетельствует торжественная, но молчаливая реакция Анны-Марии на первое в ее
жизни поздравление с днем рождения.
Красноречивым подтверждением этого факта стало исследование, проведенное Джулией
Остерлинг и Джералдиной Доусон (Julia Osterling, Geraldine Dawson, 1994), предложивших
специалистам оценить домашние видеозаписи, сделанные во время первого дня рождения детей, у
которых позже был диагностирован аутизм, и контрольной группы нормальных детей. Общие
заключения, сделанные педиатрами, и зафиксированная ими разница между здоровыми и больными
детьми, проявлявшаяся в таких формах поведения детей, как указывание на предметы пальцем,
неспособность принести и показать предмет (например игрушку), неспособность реагировать на
собственное имя и в особенности неумение смотреть в лицо другому человеку, позволили совершенно
точно предсказать, у кого из детей наблюдаются признаки аутизма.
В настоящее время диагностировать аутизм с достаточной степенью надежности можно в период
от 12-ти до 18-ти месяцев (Rogers, 2000a). Однако при условии расширения и углубления
систематических исследований нарушения социального взаимодействия при аутизме диагностика этого
расстройства станет возможной в значительно более раннем возрасте (Baron-Cohen, Cox et al., 1996;
Filipek et al., 1999).
Течение и последствия болезни
Характер симптомов при аутизме изменяется по мере взросления. У большинства детей
наблюдается постепенное улучшение, хотя они продолжают испытывать многочисленные проблемы. В
подростковом возрасте некоторые симптомы, включающие гиперактивность, самотравмирующее
поведение и поведенческую персеверацию, могут даже усилиться. В поздний подростковый и взрослый
период стереотипные движения тела, тревожность и неадекватные формы социального поведения
остаются характерными даже для больных с высоким уровнем функционирования. Такие больные
испытывают чувство одиночества, социальную отчужденность (ineptness), a также трудности в
профессиональной сфере. У них могут развиваться комплексы навязчивых ритуальных действий
(obsessive-compulsive rituals), а их речь может походить на шизофреническую, с характерными для нее
идиосинкразией, речевыми персеверациями, монотонным голосом и склонностью разговаривать с
самим собой (Newsom, 1998).
Ниже приводятся полученные в ходе предварительных исследований общие результаты оказания
возможной медицинской помощи детям, страдающим аутизмом (Lotter, 1978):
- Около 1-2% больных достигают нормального уровня развития интеллекта, не отличаясь от
обычных людей.
- Приблизительно в 10% случаев удалось получить положительный результат, означающий, что
больные демонстрируют уровень развития речи и социальное поведение, близкие к нормальному;
делают успехи в учебе или на работе, однако у них продолжают наблюдаться некоторые расстройства
речи и личности.
- Приблизительно в 20% случаев достигается удовлетворительный (fair) результат, при котором
наблюдается прогресс в учебе и социальной сфере, несмотря на значительное отставание в речевом
развитии.
- Почти в 70% случаев, то есть в подавляющем большинстве, результаты неудовлетворительны;
наблюдается лишь незначительный прогресс на фоне существенного отставания в развитии, в
результате чего больные вынуждены находиться под присмотром.
Примечательно, что коэффициент интеллекта и уровень речевого развития являются наиболее
надежными показателями для прогнозирования последствий аутизма. Для детей, чей коэффициент
интеллекта не превышает 50-ти баллов, наиболее вероятны самые низкие уровни социальной адаптации
|