Лечение аутизма у детей с низким уровнем интеллектуального развития. Дети, страдающие
глубокой или острой формой умственной отсталости, как правило, на протяжении всей жизни
нуждаются в особых условиях, предусматривающих постоянный присмотр. Особенно неблагоприятны
прогнозы для детей, которые не овладели речью к пятилетнему возрасту, испытывают серьезные
трудности в общении, обнаруживают признаки расстройств центральной нервной системы, имеют
генетические нарушения и отклонения в развитии двигательной активности.
Стратегии лечения детей, отличающихся низким уровнем функционирования, прежде всего
направлены на устранение самотравмирующих форм поведения. Эти стратегии предполагают обучение
детей навыкам самообслуживания, выполнению простых просьб и соблюдению правил поведения;
усвоение социальных навыков и способов выражения эмоций; развитие способности сообщать другим о
своих нуждах; обучение игровым навыкам. По мере взросления все большее внимание уделяется
привитию навыков ведения домашнего хозяйства, а также навыков профессиональной деятельности, с
целью подготовить ребенка к относительно самостоятельной жизни и работе в условиях наблюдения.
При работе с родителями необходимо вести себя крайне осторожно, чтобы, с одной стороны, не вселять
неоправданные надежды на значительное улучшение состояния их детей, а с другой не допустить
формирования пессимистического отношения к их будущему. Необходимо подчеркивать значение
достигнутого прогресса, пусть даже незначительного, а также говорить об умении ценить личность
своего ребенка за его уникальность (Newsom, 1998).
Лечение аутизма у детей с высоким уровнем функционирования. Долгосрочные результаты
лечения детей, развитие интеллекта которых колеблется от средней формы умственной отсталости до
нормального уровня, зависят от того, когда началось лечение, и от его интенсивности. Наиболее
вероятно ожидать достижения нормального или близкого к нормальному уровня развития теми детьми,
которые отличаются высоким уровнем функционирования и получили интенсивную помощь в раннем
возрасте, и у которых наблюдался быстрый прогресс в начале лечения.
Кроме того, перед детьми, отличающимися высоким уровнем функционирования, в данном
случае ставятся также новые цели. К ним относится обучение беглой речи, адекватным формам
взаимодействия со сверстниками, а также формам поведения и навыкам, которые необходимы для
обычной школы. К работе с детьми также активно привлекаются родители, которые могут проводить
домашнюю терапию с использованием специальных учебных пособий и материалов. При работе с более
старшими детьми, отличающимися высоким уровнем функционирования, но не получившими
медицинскую помощь на ранних этапах развития, ставятся следующие цели: успешное обучение в
специальных образовательных классах, а также развитие речевых, социальных и профессиональных
навыков.
В целом результаты лечения детей, отличающихся высоким уровнем функционирования, могут
очень сильно различаться в зависимости от личности ребенка, типа семьи, качества лечения и обучения
в раннем возрасте, а также от тех условий, в которых они будут жить по мере взросления (Newsom,
1998).
Общий обзор
Эмилия: Полный рабочий день.
Когда Эмилии было два года, ей поставили диагноз аутизм. «С тех пор мы полагались только на
себя», вспоминает мать Эмилии, и в глазах ее блестят слезы. Родители больного ребенка читали о
детях, страдавших аутизмом и ставших выдающимися учеными и музыкантами. Однако у Эмилии,
которой сейчас исполнилось четыре года, все еще не заметно почти никакого прогресса. Два месяца
назад родители пригласили специалиста, который обучил их новой методике работы с ребенком «один
на один», позволяющей установить с ним личный контакт с помощью системы поощрений.
На стенах коридора висят картинки, изображающие еду; на холодильник приклеен
нарисованный стакан молока. После нескольких лет, в течение которых Эмилия выражала свои
желания лишь криками и судорожными телодвижениями, она учится сообщать другим о своих
нуждах. Если она показывает на предмет, который ей нужен, она получает вознаграждение ей
дают чипсы или позволяют поиграть со своей любимой игрушкой. Лицом к лицу каждый день мать и
дочь сидят по два часа на полу, тесно касаясь друг друга ногами. «Эмилия, слушай, что говорит мама,
и смотри мне в глаза. Смотри на меня и скажи «да», скажи «да». Любишь чипсы, Эмилия? Получишь,
если скажешь "да"».
|