Мать терпеливо и упорно добивается от дочери ответа, держа в руке пакет с чипсами. Но
Эмилия бежит к электрорадиатору забирается на него и начинает раскачиваться. Когда мать
снимает ее оттуда, она пронзительно кричит, отбивается и с плачем катается по полу. Через
минуту истерика проходит и урок начинается заново. На этот раз Эмилия смотрит на мать и
произносит «да», протягивая руку к чипсам. «Молодец, видишь, у тебя получилось, я знала, что у тебя
обязательно получится», мать девочки сияет. С помощью вознаграждений мать Эмилии сумела
расширить словарный запас девочки уже до двадцати двух слов. Для родителей это фантастическое
достижение.
«Нам приходится ее мотивировать, говорит мать, которой удается отдохнуть лишь пару
раз в месяц, когда они с мужем выбираются вечером куда-нибудь в город. Если с ней не заниматься,
она куда-нибудь залезет или спрячется и просидит там целый день. Я не переживу если ее придется
отправить в психиатрическую больницу где она будет полностью отрезана от мира. Я чувствую, что
мы мало-помалу находим нужный подход. Тяжело вздохнув, мать продолжает: Раньше она на
нас вообще внимания не обращала. Она никогда не проявляла к нам нежности, даже не смотрела нам в
глаза. А теперь она на меня смотрит и говорит: «мама». Иногда она обнимает меня. Такое бывает не
каждый день, но когда это случается, у меня просто сердце замирает» (адаптировано из Semenak,
1996).
Пример Эмилии дает нам возможность понять те трудности, разочарования и надежды, которые
испытывают члены семьи, прилагая все усилия для того, чтобы их ребенок стал нормальным человеком.
Общий обзор наиболее эффективных методов работы с аутичными детьми и членами их семей
представлены в табл. 10.2. В их число входят: общие стратегии, помогающие вовлечь ребенка в
терапевтический процесс; специальные методики, направленные на снижение деструктивности
поведения; программы обучения адекватному социальному поведению и развития коммуникативных
навыков. Участие родителей в таких программах позволяет им самим взять на себя важную роль в
процессе лечения своего ребенка и справиться со сверхнагрузками, которые возникают при воспитании
аутичных детей. При этом лечебные методики часто являются составной частью многоцелевых
программ раннего вмешательства (Newsom, 1998; Schopler & Mesibov, 2000; Schreibman & Koegel,
1996). Кроме того, широкое распространение получили образовательные программы, а в ряде случаев
успешно используются также медикаменты (в частности рисперидон (risperidone)), с целью устранения
нежелательных поведенческих симптомов (McDougle et al, 1997, 2000).
Таблица 10.2. Обзор методов лечения аутизма
Начальные стадии лечения
-
Установление раппорта
-
Формирование подготовительных навыков обучения
-
Частичное или полное устранение деструктивных форм поведения
Обучение адекватным формам социального поведения
-
Обучение навыкам подражания и наблюдения
-
Выражение эмоций
-
Социальные игры и социальные групповые навыки
-
Программы вмешательства с участием сверстников (Peer-mediated intervention)
-
Процедуры, инициируемые сверстником
-
Процедуры, инициируемые ребенком
-
Процедуры, инициируемые братьями или сестрами ребенка
Обучение адекватным коммуникативным навыкам
-
Речевое оперантное обусловливание (Operant speech training)
-
Вербальная имитация
-
Рецептивное обозначение (Receptive labeling)
-
Экспрессивное обозначение (Expressive labeling)
-
Тренинг, использующий естественно возникающие случайные возможности (Incidental teaching)
-
Обучение языку жестов
Участие семьи
-
Обучение родителей
-
Консультирование родителей
Программы раннего вмешательства
|