незначительные нарушения детей того же возраста. Сверстников обучают
инициировать у больных
соответствующие их возрасту формы социальных взаимодействий вовлекать их в игры,
комментировать игровые действия, а также стимулировать и вознаграждать ответные реакции своих
партнеров по игре. Учитель может направлять и вознаграждать действия сверстников больного ребенка.
Другие стратегии включают стимулирование и вознаграждение при обучении больных детей
инициировать контакты с другими людьми. В ряде случаев в процесс взаимодействия вовлекаются
братья и сестры больных детей в качестве обучающих сверстников (Strain, Kohler & Goldstein, 1996).
<Эмилии, четырехлетней девочки, страдающей аутизмом, ежедневно часами занимается со свей
дочерью, сидя с ней на полу и глядя ей в глаза.>
Обучение адекватным коммуникативным навыкам. Разработан ряд техник, помогающих
детям, страдающим аутизмом, развить навыки адекватного использования речи. Метод речевого
оперантного обусловливания (Operant speech training) представляет собой поступенчатую («шаг за
шагом») технику, направленную на развитие у больных детей вокализации; обучающую их имитировать
произнесение звуков и слов, понимать значения слов, использовать экспрессивную речь для
обозначения (label) предметов и для выражения просьб и желаний. Основной задачей данного подхода
является обучение детей, страдающих аутизмом, более спонтанно и более функционально использовать
речь в повседневных жизненных ситуациях, так, чтобы они научились влиять на поведение других и
более эффективно сообщать о своих потребностях (Koegel & Koegel, 1996; Newsom, 1998).
Наряду с перечисленными методами для развития коммуникативных навыков у аутичных детей
может использоваться также обучение языку жестов, так как многим из них легче общаться с помощью
невербальных средств. Но поскольку нормативным является речевое общение, для большинства детей в
первую очередь рекомендуется речевой тренинг. Если у ребенка не наблюдается прогресс при обучении
только вербальным средствам общения, можно применять симультанный коммуникативный тренинг,
сочетающий речевое обучение и язык жестов. Детей, которые практически не способны имитировать
речь, как правило, обучают, используя симультанный коммуникативный тренинг либо только язык
жестов.
Программы раннего вмешательства
С появлением новых методик диагностики аутизма в самом раннем возрасте значительно
возросли возможности раннего вмешательства (Erba, 2000).
Перспективность раннего вмешательства объясняется пластичностью психики на ранних стадиях
развития (Mundy & Neal, 2000). Ученым еще предстоит научная проверка гипотезы, согласно которой,
вызывая у аутичных детей в очень раннем возрасте сильные и сложные переживания, можно
стимулировать ментальные процессы, что позволит добиться результатов, недостижимых другими
средствами (Dawson, Ashman & Carver, 2000).
Программы раннего вмешательства для детей, страдающих аутизмом, могут начинаться в трех-
четырехлетнем или даже в более младшем возрасте. Коэффициент интеллекта детей, участвующих в
программах, в среднем, составляет от 50-ти до 60-ти баллов, хотя в возрасте, когда с детьми начинается
работа по программе, этот показатель обычно еще не измеряется. В рамках программ раннего
вмешательства проводится индивидуальная работа психотерапевта с ребенком в течение 15-40 часов в
неделю при активном участии семьи больного. Программы проводятся в домашних условиях или в
дошкольных учреждениях; при этом предпринимаются усилия к тому, чтобы больной ребенок
взаимодействовал с нормальными сверстниками, особенно на поздних стадиях лечения. Ключевые
элементы программ раннего вмешательства для детей, страдающих аутизмом, перечислены во врезке
10.5.
Врезка 10.5
Ключевые элементы программ раннего вмешательства при аутизме
Общая направленность на развитие базовых навыков.
Программы раннего вмешательства делают акцент на развитие необходимых для обучения
следующих базовых навыков: концентрации внимания прежде всего на других людях, выполнении
просьб и подражании другим. Большое внимание также уделяется речевой и моторной имитации,
развитию речи, функциональной и символической игре с игрушками, а также социальным
взаимодействиям.
|