Оптимальные условия обучения.
Для обучения базовым навыкам, которое проводится индивидуально, один на один, прежде всего
необходима структурированная, упорядоченная обстановка, позволяющая сконцентрировать внимание
и исключающая появление отвлекающих факторов.
Адаптация усвоенных навыков к естественным условиям.
Постепенно щадящий характер окружающей обстановки изменяется и приближается к
реальному, с целью усилить спонтанное использование усвоенных базовых навыков, обобщить их и
адаптировать к естественным и более сложным условиям внешней среды.
Предсказуемые и привычные действия (Predictability and routine).
Ребенку помогают приспособиться к неизбежным изменениям, которые происходят в его
повседневной деятельности. При этом используют фотографии, визуальные и вербальные ориентиры,
предупреждают детей о предстоящих изменениях, ведут и сопровождают ребенка при переходе к
новому объекту или выполняют привычный ребенку ритуал во время перехода.
Функциональный подход к проблемному поведению.
Стимулирование интереса ребенка к выполняемым заданиям за счет включения в программу его
любимых занятий и структурирование обучения помогают свести к минимуму проблемное поведение.
Частично или полностью устранить проблемное поведение удается за счет выяснения той роли,
которую играют данные формы поведения (просьбы о помощи, отказ выполнять требования учителей),
изменения внешних условий с целью стимулирования адекватного поведения, обучения ребенка
навыкам, позволяющим ему эффективно справляться с ситуацией.
Переход из специальных учебных классов в детский сад или школу.
Одной из важных задач программ раннего вмешательства является помощь детям в переходе из
специальных классов в детский сад или в первый класс обычной школы. С этой целью детей обучают
навыкам, которые позволяют им быть как можно более самостоятельными. Их обучают подчиняться
командам взрослых, выполнять задания по очереди, спокойно сидеть во время занятий, проявлять
инициативу на занятиях, стоять и ходить друг за другом, убирать за собой учебные материалы и
игрушки и сообщать о своих нуждах. Каждому ребенку подыскивается учреждение, которое
максимально отвечало бы его характеристикам, с точки зрения, размеров класса, содержания и стиля
преподавания. Затем определяются навыки, которые необходимы для успешного обучения ребенка на
новом месте, и которые он должен усвоить в первую очередь, например произносить имя нового
преподавателя.
Участие семьи.
Участие родителей в программе является важнейшим элементом обучения, хотя объем и
характер этого участия может изменяться в зависимости от потребностей конкретной семьи. Родители
получают необходимую подготовку, им рассказывают о методах обучения ребенка; они участвуют
также в адаптации этих методов по отношению к своему ребенку и помогают в учебном процессе в
домашних и/или в школьных условиях. В программах также уделяется внимание психологическим
проблемам родителей, обеспечивается работа специальных групп и другие виды психологической
поддержки.
Интенсивность вмешательства.
Объем программ раннего вмешательства, в среднем, составляет около 30 часов занятий в неделю
в классных условиях, что значительно превышает объем программ обычных школ для детей
дошкольного возраста с теми или иными видами нарушений или инвалидности. Поскольку любая такая
программа включает участие родителей в обучении, общий объем помощи, которую получают дети,
страдающие аутизмом, оказывается существенно большим, чем в других дошкольных учреждениях.
Другие компоненты программ.
Программы могут включать и другие компоненты в частности, речевую или трудовую
терапию, или обучение языку жестов, специальным навыкам социального взаимодействия, тренинг с
участием сверстников, а также обучение детей проявлению самостоятельности и навыкам совершения
осознанного выбора.
(Источник: G. Dawson & Ostreling, 1997).
---
Тщательное исследование данных, касающихся приблизительно 150 детей, прошедших
программы раннего вмешательства, говорит о том, что значительное число этих детей могут успешно
учиться в условиях обычной школы, хотя тип образовательного учреждения и объем предоставляемой
|