работать. Чтобы заниматься тем же, чем мой муж, ему не придется особенно многому учиться.
Единственное, что ему придется выучить это арифметику, чтобы знать, сколько брать с клиентов.
Видите ли, я думаю, что класть плитку это не так уж сложно. Мне кажется, у него это получится».
Нилс: Аутизм при нормальном уровне развития интеллекта
Состояние до начала лечения (Pretreatment). Нилс не играл ни со сверстниками, ни с игрушками,
вел себя так, как будто был слепым и глухим, и не реагировал на проявления внимания со стороны
взрослых. Он любил смотреть на вращающийся вентилятор, ходить взад и вперед по комнате, крутиться
и выкладывать предметы в линию. Его мать особенно волновало то, что он не разговаривал и не
общался с другими детьми.
Мать Нилса: «Он не мог общаться с помощью слов, совсем не говорил. Он как бы жил в своем
маленьком мире. Он любил сидеть один в песочнице и просеивать песок».
Уровень функционирования в настоящий момент. После прохождения интенсивной лечебной
программы коэффициент интеллекта Нила вырос настолько, что стал соответствовать уровню не
умственно отсталого, а интеллектуально развитого ребенка.
Мать Нилса: «В школе он посещает классы для талантливых и особо одаренных детей, и его
считают одаренным в области математики и точных наук. Нил один из трех самых одаренных в
школе детей. В 14 лет, после девяти лет лечения, он ничем не отличается от других детей своего
возраста».
Речевые навыки. Речевые навыки Нилса полностью соответствуют норме.
Интервьюер: Есть ли что-нибудь, что тебя беспокоит, по поводу чего ты волнуешься?
Нилс:
«Да, я думаю, х-мм, что у меня не очень хорошие отметки, и что я не смогу пойти туда,
куда я хотел бы устроиться после окончания школы. Думаю, теперь я стал гораздо общительнее, после
терапии. Если бы не терапия, я так и сидел бы своей раковине, забившись в угол, всю свою жизнь».
Планы на будущее. Нилс: «Когда я закончу школу, я хочу пойти в летную академию, потому что
мой отец 20 лет прослужил в авиации, и я думаю, у меня есть шансы, что меня возьмут».
(Источник: Лечение детского аутизма методом поведенческой терапии. Изд. Е.Л. Андерсон,
Behavior Treatment of Autistic Children, produced by E.L. Anderson.)
---
Программа содержит многие базовые принципы раннего вмешательства и основана на
применении прикладного поведенческого анализа (applied behavioral analysis), включающего
использование поощрений и наказаний, а также формирование навыков методом успешного
приближения (successive approximation). Обучение родителей направлено на то, чтобы они сами
выполняли основную терапевтическую роль, получая рекомендации и помощь от студентов,
работающих вместе с детьми и родителями на дому. Средний возраст детей, с которыми начинается
работа по программе, составляет 32 месяца.
В ходе научного исследования всех детей, проходивших программу, разделили на три группы.
Хотя распределение не было произвольным, все три группы были примерно одинаковы по возрастному
составу, уровню развития речи и интеллекта и другим показателям, полученным до начала лечения.
Экспериментальная группа состояла из 19 детей, с которыми проводилось по 40 часов интенсивных
занятий в неделю. Первая контрольная группа состояла из 19 детей, посещавших специальные классы и
прошедших 10-недельную программу индивидуальных занятий. Дети из второй контрольной группы
(21 ребенок) участвовали в другом, более масштабном исследовании. Они посещали специальные
классы, но с ними не проводились индивидуальные занятия.
Первый год занятий экспериментальной группы был прежде всего посвящен устранению
деструктивного поведения, достижению согласия, уступчивости, усвоению навыков подражания и
обучению соответствующих возрасту играм с использованием игрушек. Второй год занятий был
посвящен развитию экспрессивной и абстрактной речи, а также интерактивным играм. Кроме того,
детей обучали, как вести себя в условиях дошкольного учреждения, и по возможности включали их в
обычные подготовительные группы. На третьем году занятий основное внимание уделялось подготовке
детей к школе, развитию чувства уверенности в себе, усвоению навыков выражения эмоций, а также
навыков учебного наблюдения.
Первые итоги были подведены, когда дети достигли семилетнего возраста. Результаты оказались
поразительными: 47% участников экспериментальной группы имели нормальный уровень образования
|