и интеллекта. Они успешно прошли программу первого класса обычной школы без посторонней
помощи и были рекомендованы учителями для продолжения обучения во втором классе обычных школ.
Их коэффициент интеллекта, оцененный по стандартным интеллектуальным тестам, соответствовал или
превышал средние показатели для их возраста. Средние результаты детей из этой группы по
интеллектуальным тестам выросли на 37 баллов с 70 до 107; для экспериментальной группы в целом
средний коэффициент интеллекта (mean IQ) вырос с 53 до 83 баллов. Результаты детей из обеих
контрольных групп оказались намного хуже: только один из сорока детей был зачислен в первый класс
обычной школы; в целом же улучшение результатов детей из этих групп по интеллектуальным тестам
было минимальным. Уровень развития детей, входивших в экспериментальную группу, был повторно
оценен, когда их средний возраст достиг 13-ти лет результаты оказались аналогичными. Девять
детей, которые были зачислены в обычные школы, практически ничем не отличались от своих
нормальных сверстников.
Участие в программах раннего вмешательства имеет положительные результаты для
подавляющего большинства детей, страдающих аутизмом, однако по-прежнему неясно, в какой степени
прогресс этих детей зависит от уровня их интеллектуального и речевого развития, и каковы могут быть
долгосрочные результаты их участия в таких программах (Rogers, 1998; Т. Smith, Eikeseth, Klevstrand &
Iovaas, 1997). Согласно некоторым непроверенным данным и отчетам о проведенных исследованиях,
часть детей может достичь нормального уровня функционирования при условии интенсивного
вмешательства, начавшегося в возрасте ранее трех лет (Maurice, 1993b; McEachin et al., 1993). Однако
вопрос, могут ли дети, страдающие аутизмом, достичь полного выздоровления, продолжает оставаться
спорным (Gresham & MacMillan, 1997а, 1997b; Т. Smith & Lovaas, 1997).
Итоги раздела
- Большинство методов лечения аутизма направлено на максимальную реализацию потенциала
каждого ребенка, а также на помощь ему и его семье в их усилиях по борьбе с болезнью.
- В большинстве наиболее эффективных методик лечения детей, страдающих аутизмом,
используются детально разработанные стратегии, ориентированные на развитие основных навыков;
методики лечения аутизма адаптируются применительно к каждому конкретному ребенку, а также
включают образовательную и консультативную помощь семье больного.
Другие тяжелые расстройства, вызванные нарушениями развития
Другие тяжелые расстройства, вызванные нарушениями развития, значительно менее изучены,
чем аутизм. Хотя все они имеют ряд общих клинических черт, наличие взаимосвязи между ними пока
не установлено. Помимо аутизма в Руководстве (DSM-IV-TR) определены еще четыре тяжелых
расстройства развития.
Синдром Аспергера
Синдром Аспергера характеризуется преобладающим дефицитом социального взаимодействия, а
также нетипичными интересами и паттернами поведения на фоне относительно нормального развития
когнитивных и коммуникативных навыков (Klin, Volkmar & Sparrow, 2000; Volkmar et al., 1996).
Сходство синдрома Аспергера и аутизма проявляется в одинаковом характере социальных проблем, а
также наличии крайне узкого спектра стереотипных интересов, однако, в отличие от аутизма, при
синдроме Аспергера не наблюдается общего отставания в речевом и когнитивном развитии,
формировании навыков самообслуживания и адаптации (не связанных с социальным взаимодействием),
а также не наблюдается отсутствия интереса к окружающему миру. Во многих случаях при синдроме
Аспергера отмечается также отставание в прохождении основных фаз моторного развития (delayed
motor milestones) и недостаточное развитие координации движений (motor clumsiness), хотя эти
признаки не являются определяющими для диагноза синдром Аспергера (Wing, 1981). В этом
проявляется отличие синдрома Аспергера от аутизма, при котором моторное развитие детей младшего
возраста является относительно нормальным.
Во многих отношениях синдром Аспергера и аутизм проявляются сходным образом. Так, в ходе
одного исследования были выявлены лишь незначительные различия между лицами, страдающими
|