причиной плохой успеваемости мальчика умеренная слепень умственной отсталости? Была ли мать
Джейка права, говоря о неспособности к обучению? А может быть, есть специфические причины,
связанные со сферой общения или обучения Джейка, не имеющие отношения к умственной отсталости,
но влияющие на успеваемость мальчика? Возможно, атмосфера в семье и в школе также является
причиной возникновения трудностей в учебе и страха перед школой? А может быть, неудачи Джейка в
школе вполне отвечают ожиданиям его родителей и учителей? Получал ли Джейк необходимую ему
поддержку, или дома его воспитанием занимались недостаточно, а возможно, даже жестоко обращались
с ним?
Каковы причины трудностей Джейка?
Предположим, нас попросили побеседовать с Джейком, его учителями и родителями, чтобы
выяснить, в чем причины его учебных проблем. Как бы вы решили эту задачу? Какую информацию, с
вашей точки зрения, необходимо получить, и какому плану следовать, чтобы формировать и проверять
предположения о возможных причинах трудностей Джейка? Скорее всего, вы выдвинете рабочую
гипотезу, руководствуясь которой сможете решать, какие вопросы следует задавать и почему. Поначалу
такая гипотеза может быть сформулирована в самом общем виде и лишена конкретики, например, вы
можете исходить из того, что причиной всех упомянутых бед Джейка является негативное отношение к
нему и давление, оказываемое со стороны учителей и родителей. Однако в ходе дальнейшего
исследования ваша исходная гипотеза, вероятно, могла бы совершенствоваться и детализироваться, что
позволило бы задавать более точные и конкретные вопросы.
Давайте коротко рассмотрим возможные причины поведения Джейка.
1. Биологические влияния. Так как мы почти ничего не знаем о раннем периоде развития Джейка,
то можем попросить его мать рассказать о протекании ее беременности, включая серьезные
заболевания, травмы, осложнения в супружеских отношениях или другие источники стресса,
повлиявшие, возможно, на течение беременности. Все, что мы знаем о Джейке, указывает на тенденцию
к проявлению неуверенности в поведении, а это означает, что он может относиться к новым и сложным
ситуациям с большим опасением, чем другие дети (Kagan, Snidman, Zentner & Peterson, 1999).
Родители детей, испытывающих страх и тревогу, источник которых повышенное содержание
в организме «гормонов стресса», вероятно, могли сами испытывать подобные ощущения в детстве
(Biederman et al, 1993a). Джейк, например, мог унаследовать тенденцию к повышенной возбудимости
или обостренному реагированию на окружающую обстановку. Или же на развитие его нервной системы
мог повлиять характер его общения с родителями в пору младенчества.
Эти паттерны, сформировавшиеся в ранний период жизни, в свою очередь, могут влиять на
поведение Джейка в новых для него ситуациях, его реакцию на критику или на его отношение к
окружающим. Возможно также, что Джек унаследовал от родителей ген или гены, влияющие на
уровень его фонологического восприятия, то есть на его способность воспринимать и различать фонемы
(т. е. отдельные звуки, из которых состоит речь) родного языка.
2. Эмоциональные влияния. Ключом к пониманию причин психических расстройств у таких
детей, как Джейк, могут стать для нас не только особенности их мышления и поведения, но также и
различные эмоциональные сигналы, заметить которые поначалу бывает не так-то просто.
Эмоциональные проявления это уникальная возможность заглянуть во внутренний мир Джейка,
словно через окно, и прежде всего таким окном станет для нас его эмоциональная реакция на трудные
задачи, одной из которых, несомненно, является чтение. Попробуем представить, каким может быть его
состояние. Как только Джейк берется за домашнее задание или думает о предстоящем учебном дне, его
охватывает страх, граничащий с паникой. Сердце начинает колотиться, дыхание учащается, а все мысли
устремляются к немедленному поиску выхода из пугающей ситуации. Охваченный смятением и
страхом, он еще менее способен сосредоточиться на занятиях.
Неспособность управлять эмоциями, в частности, волнением, тревогой и возбуждением, которые
могут неожиданно проявиться в любой момент,
таков основной признак, характерный для случая
Джейка, однако мы все еще не определили источник его проблем. Эмоциональные реакции,
выражающиеся в успокоении или, напротив, проявлении беспокойства это основной способ
взаимодействия младенца и немного подросшего ребенка с внешним миром, а также способность
регулировать эмоциональные реакции адаптивным образом является важнейшим фактором в
установлении отношений между ребенком и окружающими (Emde & Spicer, 2000).
|