Собственные эмоциональные реакции могут быть для ребенка источником сильного стресса, и
это вынуждает его искать способы уменьшения силы испытываемых эмоций.
Наиболее адаптивный способ поиск помощи и утешения извне (т. е. у взрослых), возможность,
благодаря которой ребенок постепенно вырабатывает и собственные способы управления эмоциями. В
целом можно сказать, что отказ или боязнь Джейка идти в
школу вызваны его тревогой по поводу
отсутствия матери (эти же эмоции он, вероятно, испытывал в более раннем возрасте), которая переросла
в глобальное и острое чувство беспокойства (Bowby, 1973).
3. Поведенческие и когнитивные влияния. Джейк уже давно числится среди отстающих но
чтению. Используя наши знания о принципах обучения, мы можем проанализировать сложившуюся
ситуацию с точки зрения событий, порождающих у мальчика страх и стремление избежать стрессовых
ситуаций и событий, поддерживающих в нем склонность к замкнутости, помогающей избежать
болезненных переживаний. Хроническая неуспеваемость Джейка, возможно, является следствием
дисциплинарных мер, которые применяются к нему в школе или дома в частности, критики со
стороны родителей или особого отношения к нему как к отстающему со стороны учителей.
Не вдаваясь в излишние подробности отрицательного опыта раннего детства, явившегося
первоначальной причиной страха, развившегося у Джейка перед школой, используем по отношению к
его случаю поведенческий подход. Мы попытаемся воздействовать на внешние факторы, исходящие от
окружающей Джейка среды, такие как отношение родителей и учителей к его попыткам справиться со
школьной программой, и посмотрим, как это отразится на его успеваемости и повлияет на его
замкнутость.
При этом мы должны учитывать и другие особенности его школьного окружения,
способствующие боязни Джейка перед школой, такие, например, как насмешки и неприятие со стороны
одноклассников. Наблюдая за поведением Джейка в школе, мы сможем сузить круг возможных причин
его страхов, выработать возможные гипотезы относительно источников его учебных проблем, и, что
еще более важно сможем найти возможные пути их решения.
Один из вариантов такого подхода попытка изменить взаимные влияния поведения Джейка и
его последствий так, увеличение вероятности поощрения может повлиять на усилия,
прикладываемые Джейком к выполнению заданий.
Важно также учитывать и когнитивные влияния, к которым относится интерпретация человеком
происходящих с ним событий. Как рассматривает свое положение сам Джейк, и насколько точно его
восприятие соответствует действительности? У тревожных детей часто вырабатывается система
взглядов, усугубляющая неудачи и приводящая к выводу, что их непременно ждет поражение,
независимо от затрачиваемых усилий (Greenberg, Lengua, Coie & Pinderhughes, 1999). Неудачи Джейка,
касающиеся чтения и других областей, связанных со школой, вероятно, заставляют его опасаться
появления в дальнейшем новых трудностей, связанных с учебой и общением с одноклассниками. Его
собственные слова подтверждают это предположение: «И они хотят, чтобы я чему-то научился, когда
сами считают меня тупым». «Я знаю, что не добьюсь ничего с такими мозгами. Мне противно думать о
школе».
Естественно, такие мысли могут только усиливать его тревожность и желание избегать школы
всеми возможными способами. Таким образом, его ожидания по поводу собственной успеваемости в
значительной степени омрачены страхом перед неудачей и насмешками со стороны других школьников,
и эта ситуация, безусловно, требует серьезного внимания. Высказывания детей о себе и другие
проявления особенностей их мышления предоставляют нам уникальную возможность заглянуть в их
внутренний мир и указывают пути решения детских проблем, которые мы могли бы упустить, наблюдая
лишь за их поведением.
4. Влияния со стороны семьи и социального окружения. Наше понимание причин трудностей
Джейка было бы неполным без учета влияний со стороны его семьи, сверстников, а также без учета
более широкого социального контекста (S. В. Campbell, Shaw & Gilliom, 2000). Хотя первоначальной
причиной неспособности Джейка к управлению эмоциями, вероятно, являлись взаимоотношения с
родителями в пору раннего детства, рассмотрение его нынешних отношений с учителями, сверстниками
и членами семьи может дать нам дополнительный материал для понимания сложившейся ситуации.
Если говорить о контексте семьи, то возникает вопрос
насколько родители Джейка осознают его
психологические особенности и проблемы, и способны ли они обучить его альтернативным стратегиям
поведения? Мать возлагает на сына большие надежды, разумея при этом ту же жизнь с теми же
проблемами (включая рабочие), что и у нее самой. И хотя она желает Джейку только добра, ее
поведение, пусть и вполне понятное, само по себе ставит перед нами проблему. Ее красноречивое
|