Navigation bar
  Print document Start Previous page
 394 of 537 
Next page End  

остальные, но по разным причинам. Расширение понятия «интеллект», когда под этим подразумевается
нечто большее, чем развитие логических, математических или языковых способностей, помогает
сосредоточить внимание на индивидуальных особенностях и уникальности каждой личности.
Например, мы все чувствуем себя сильнее в каких-то определенных областях знания или практической
деятельности по сравнению с другими людьми (нам нравится писать и читать, но не просите нас
настроить ваш видеомагнитофон). Подобным образом дети с нарушением развития школьных навыков,
но с нормальным интеллектом имеют свои «сильные» и «слабые» стороны, поэтому некоторые учебные
задания оказываются для них сложнее других.
Врезка 11.1
Структура общего интеллекта
- Лингвистический: способность чувствовать значение, функции и грамматические правила
употребления слов, например при написании сочинения.
-
Музыкальный: чувствительность и креативность в области восприятия и манипулирования
тоном, ритмом, музыкальным образом, высотой звука и тембром, например при написании
музыкального произведения.
-
Логический/математический: способность решать проблемы и абстрагироваться, например в
математике и технике.
-
Пространственный: способность воспринимать и создавать различные формы и контексты,
манипулировать образами, например в живописи.
-
Телесный/кинестетический: способность использовать тело, координировать движения особым
сложным образом, например в танце и в гимнастике.
-
Внутриличностный: способность осознавать, определять внутренние чувства и мысли и
следовать им, например, в поэзии и самопознании.
-
Межличностный: способность понимать настроение, чувства и действия других людей,
например в семейных отношениях, в преподавательской деятельности, в политике.
(Источник: на основе Gardner, 1993.)
---
Эта структура заслуживает внимания потому, что является чрезвычайной (избыточной) для
ребенка, у которого иначе протекает нормальное умственное и физическое развитие.
Расстройства коммуникации это диагностическое понятие, которым определяют проблемы,
связанные с произнесением звуков (фонологическое расстройство) или нарушением плавности речи
(заикание), они могут проявляться при общении (расстройство развития экспрессивной речи), или при
понимании того, что говорят другие люди (смешанное экспрессивно-рецептивное расстройство). Эти
расстройства в дальнейшем могут повлечь за собой различные проблемы в обучении.
Нарушение развития школьных навыков
— это диагностическое понятие, которым
определяют специфические проблемы чтения (расстройство навыков чтения, дислексия), умения
считать (расстройство навыков счета) или способности писать (расстройство навыков письма) — по
тестовым результатам, которые существенно ниже, чем у детей с нормальным интеллектом и
способностью к обучению.
В большинстве случаев термины нарушение развития школьных навыков и нарушение
способности к обучению обозначают одно и то же явление. Другими словами, общим для всех детей, не
способных к обучению, является несоответствие их развития требованиям, которые предъявляет школа
(Н. G. Taylor, 1988; Toppelberg & Shapiro, 2000). Диагностика нарушений развития школьных навыков
влечет за собой повышенное внимание к детям и взрослым, которые не в состоянии нормально учиться.
Необычная структура сильных и слабых сторон в способности к обучению была впервые
замечена и изучена в конце XIX века врачами, которые лечили пациентов с различными увечьями
(Hammill, 1993). Франц Йозеф Голл (Franz Joseph Gall), стоявший у истоков изучения расстройств речи,
был поражен тем, что он обнаружил у некоторых своих пациентов с мозговыми травмами, а именно:
утратив способность ясно и четко выражать свои чувства и мысли посредством речи, эти люди тем не
менее не страдали от ослабления интеллекта. Один из его пациентов совсем не мог говорить и все-таки
мог без проблем изложить свои мысли на бумаге. Поскольку было известно, что у этого пациента до
травмы головы речь была нормальной, Голл решил, что проблема, должно быть, возникла из-за травмы
мозга, которая прервала неврологические процессы, отвечающие за речь. Именно тогда впервые ученые
Hosted by uCoz