Итоги раздела
-
Нарушение способности к обучению это общий термин для проблем коммуникации и
обучения, которые диагностируются при отсутствии других явных нарушений, таких как умственное
отставание или повреждение мозга.
- Дети и взрослые с нарушением способности к обучению демонстрируют специфические
затруднения в использовании речи и письма.
- Родителям и учителям обычно отводится главная роль в оказании помощи детям с
нарушениями способности к обучению.
Развитие речи
Сначала малыши прислушиваются к звукам речи своих родителей и скоро начинают общаться
при помощи основных жестов и звуков. В течение первого года жизни они могут узнавать несколько
слов и даже создавать новые слова для выражения своих желаний и эмоций. После двух лет развитие
языка стремительно прогрессирует, и их способность связно формулировать свои мысли и выражать
новые понятия вызывает восторг и восхищение родителей. Взрослые играют важную роль в поощрении
развития навыков речи ребенка, совершенствуя речь и радуясь детским выражениям.
Язык состоит из фонем, которые являются основными звуками (такими как взрывные б, д или
гласные и, е) и формируют язык. Когда ребенок постоянно слышит ту или иную фонему, рецепторы уха
стимулируют формирование соответствующих связей и передают их в слуховую часть коры головного
мозга. Сформированная карта восприятия представляет собой набор сходных между собой звуков, что
помогает ребенку распознавать различные фонемы. Эти карты формируются быстро; шестимесячные
дети англоговорящих родителей уже имеют слуховые карты, которые отличаются от слуховых карт,
присущих, например, малышам в шведских семьях что зависит от разной активности нейронов на
различные звуки (Kuhl, 1995). К первому году жизни карты сформированы, и малыши утрачивают
способность различать звуки, не важные для их родного языка.
Именно быстрое развитие карты восприятия является причиной трудностей изучения второго
языка после первого: дело в том, что связи в мозге уже сформированы, а оставшиеся нейроны почти не
способны сформировывать новые основные связи, скажем, для шведского языка. Когда установлен
описанный цикл, малыши могут составлять из звуков слова, и чем больше слов они слышат, тем
быстрее изучают язык. Звуки служат для усиления и расширения нервных связей, что, в свою очередь,
обеспечивает формирование большего количества слов. Похожие кортикальные схемы формируются
как база и для других занятий, например музыкой. У маленького ребенка, который учится играть на
музыкальном инструменте, может активизироваться циркуляция нейронов, что благоприятно скажется
на развитии у него пространственного мышления и математических способностей (Hancock, 1996).
Фонологическая осведомленность
Не все дети нормально прогрессируют в своем языковом развитии, некоторые очень отстают,
используя для общения преимущественно жесты или звуки, а не речь. Другие нормально развиваются,
следуя устным распоряжениям, однако испытывают затруднения в поиске слов для ясного выражения
своих мыслей.
Хотя развитие речи является одним из главных показателей общего интеллекта, а также освоения
школьной программы (Sattler, 1998), разница в этом показателе никоим образом не является признаком
интеллектуального отставания или когнитивного расстройства детей. Скорее, такие отклонения от
нормы могут действительно быть всего лишь отклонениями и сопровождаться ярко выраженными
способностями в других областях. Альберт Эйнштейн, которого считают интеллектуальным гением,
начал говорить поздно, запинаясь и заставляя тем самым своих родителей думать, что он «не совсем
нормальный». Фамильное предание гласит: когда отец спросил директора школы, какою профессию тот
посоветовал бы выбрать его сыну, ответ был прост: «Это не имеет никакого значения, потому что он
никогда и ни в чем не достигнет успеха» (R. W. Clark, 1971, стр. 10).
Поскольку развитие речи является показателем общего психического развития (Sattler, 1998), то
дети, отстающие в языковом развитии или имеющие серьезную задержку в овладении языком,
считаются принадлежащими к группе риска. Как известно, проблемы с речью у Альберта Эйнштейна
|