представляют собой основные черты расстройств коммуникации. (Заикание имеет особую клиническую
картину и свое развитие, поэтому обсуждается отдельно.)
Рассмотрим проблему обучения трехлетней Джеки.
Джеки: Кричит, но не разговаривает.
Мама Джеки сразу же объяснила, почему она попросила о помощи: «Моя трехлетняя дочь
вызывает беспокойство. С малых лет у нее болели уши, были проблемы со сном. Иногда ночами она Я
кричала несколько часов подряд, обычно из-за боли в ухе. У нее бывают сильные перепады настроения,
она отказывается делать простые вещи, о которых я прошу, например одеваться».
Ребенок, который ожидал в соседней комнате для игр, подтверждал громким криком слова
матери. Джеки спрашивала о чем-то моего ассистента, но о чем именно было невозможно
разобрать. Мать рассказала, что она и отец Джеки развелись, когда девочке еще не исполнилось 5 и
двух лет После выходных дней, проведенных с отцом, девочке требовалось несколько дней, чтобы
прийти в нормальное состояние.
Я стал читать письмо, которое мать принесла от воспитательницы детского сада Джеки,
которая имела, как мне было известно, большой опыт работы с детьми этого возраста. «Джеки
способный и энергичный ребенок, так начиналось письмо, но она испытывает большие
трудности, чтобы выразить словами свои мысли. Когда она недовольна собой, то отступает,
сердится, отказывается от еды или дерется с дневными дежурными. Если ее знакомят с новым
дежурным воспитателем, Джеки требуется длительное время, чтобы к нему привыкнуть. Кажется,
Джеки понимает, что у нее спрашивают, но не может найти слова, чтобы выразить свои мысли, и
это, естественно, ведет к такой негативной эмоциональной реакции с ее стороны».
Проблемы Джеки демонстрируют критерии расстройства экспрессивной речи, которое является
расстройством коммуникации и характеризуется дефицитом средств выражения, несмотря на
нормальное понимание речи. Возможно, именно из-за дефицита средств выражения Джеки проявляла
свое отчаяние так громко и неуместно.
Развитие речи у детей происходит в определенной последовательности, хотя у каждого ребенка
этот процесс может протекать по-своему. Поэтому трудно предвидеть, станут ли ранние проблемы
коммуникации у данного ребенка в дальнейшем его главной проблемой при обучении. Примером могут
служить случаи, когда ребенок, указывая на различные предметы, произносит звуки, напоминающие,
скорее, хрюканье и визжание, которые родители сразу же распознают как просьбу: «еще молока» или
«не надо гороха». Примерно до трех лет многие дети общаются таким образом, если родители активно
не поощряют их пользоваться словами и не отваживают от невербального общения. Тем не менее,
несмотря на большое количество вербальных упражнений и правильную языковую стимуляцию, у
некоторых детей недостаточно развиваются отдельные аспекты речи и позднее они сталкиваются с
проблемами в школе. Эта связь с умственным развитием делает изучение коммуникативных
расстройств крайне необходимым для понимания и лечения последующих проблем развития школьных
навыков.
Расстройство экспрессивной речи
Дети, страдающие расстройством экспрессивной речи, такие как Джеки, не являются умственно
отсталыми, не страдают они также и от одного из распространенных расстройств развития, которые
влияют на речь и язык (см. главы 9 и 10). Одной из определяющих характеристик расстройств
экспрессивной речи в действительности является расхождение между тем, что дети понимают
(рецептивный язык) и тем, что они могут сказать (экспрессивный язык). Например, когда родители
просили Джеки подняться наверх, найти свои носки и надеть их, она могла это сделать. Когда же мать
попросила ее описать свои действия, девочка просто ответила: «нашла носки». Таблица 11.1 содержит
основные показатели по DSM-IV-TR диагностического критерия для определения расстройства
экспрессивной речи.
Таблица 11.1. Основные диагностические критерии расстройства экспрессивной речи по
DSM-IV-TR
А. Данные стандартизированных, индивидуально измеренных параметров языкового развития
|