значительно ниже стандартизованных показателей уровня развития невербального интеллекта и
развития рецептивного языка.
Б. Трудности экспрессивной речи препятствуют учебе, общению и профессиональной
деятельности.
Языковые возможности детей с расстройствами экспрессивной речи значительно различаются в
зависимости от тяжести расстройства и возраста ребенка. Чаще всего эти дети начинают говорить
довольно поздно и медленно прогрессируют в развитии языка. Их словарный запас часто ограничен, их
речь состоит из кратких предложений с простой грамматической структурой. Для того чтобы
установить критерии диагноза, эти проблемы должны быть настолько тяжелыми, чтобы препятствовать
успехам ребенка в дошкольный и школьный периоды, а также ежедневному общению.
Требуют разъяснения два тесно связанных между собой типа расстройств коммуникации.
Смешанное рецептивно-экспрессивное расстройство речи может наблюдаться, когда проблемы в
общении усиливаются в связи с трудностями понимания некоторых аспектов речи. Хотя дети с таким
расстройством обладают нормальным слухом, они не могут понять значение определенных звуков, слов
и предложений. В тяжелых случаях способность ребенка понимать основной набор слов или простые
предложения может быть ослаблена, у него могут возникнуть проблемы в произнесении звуков и букв,
а также в запоминании и воспроизведении звуков в правильной последовательности (АРА, 2000).
Естественно, из-за этих проблем ребенок кажется невнимательным или неуправляемым, и его
расстройство может быть неправильно диагностировано.
Представьте себе, что бы вы почувствовали, приехав в Грецию в гости к англоговорящей хозяйке
и ее мужу-греку. В отсутствие хозяйки попытка завязать дружескую беседу с хозяином может оказаться
безуспешной, более того она может расстроить вас. Даже если вы оба понимаете несколько слов
собеседника, вероятнее всего, настоящая беседа не получится. Если вы когда-нибудь сталкивались с
подобным коммуникационным барьером, вероятно, вы смогли бы в значительной степени оценить
разочарование и дискомфорт, сопровождающие расстройство экспрессивной речи.
Когда проблема развития речи является проблемой артикуляции или звукового воспроизведения
в большей степени, чем узнавания слов, может быть поставлен диагноз фонологического расстройства.
Детям с таким расстройством трудно контролировать скорость речи или фиксировать отставание от
сверстников в изучении артикуляции некоторых звуков. Обычно трудными для артикуляции являются
те звуки, которыми овладевают позднее в процессе интеллектуального развития, такие как л, р, с, з, ч и
щ (АРА, 2000). В зависимости от серьезности расстройства, речь этих детей может казаться необычной,
порой даже неразборчивой. Например, шестилетний Джеймс все еще говорит «ву-ка» вместо «рука» и
«вы-ба» вместо «рыба». Конечно, дошкольники часто неправильно произносят слова или путают звуки,
которые они слышат, что является нормальным этаном в процессе обучения речи. Но когда эти же
проблемы выходят за порог нормального развития или препятствуют учебной и социальной активности,
они заслуживают особого внимания.
Распространенность и течение
Обычно проблемы в речевом выражении и артикуляции обнаруживаются в период, когда дети
заучивают новые звуки или же начинают выражать свои мысли. Степень серьезности заболевания
может значительно варьироваться.
Например, в раннем детстве мягкие формы фонологического расстройства являются
сравнительно общими, ими страдают около 10% дошкольников. Многие из них избавляются от такого
рода проблем, и к шести-семи годам только у 2-3% детей их проблемы соответствуют критерию
фонологического расстройства. Подобным образом расстройство экспрессивной речи (поражающее 2-
3%) и смешанное экспрессивно-рецептивное расстройство (поражающее менее 3%) оба являются
относительно общими для детей младшего школьного возраста (АРА, 2000). К счастью, в средний и
поздний подростковый периоды большая часть детей с расстройством речевого развития приобретают
нормальную речь (АРА 2000). Примерно половина из них совершенно избавляется от проблем, тогда
как у другой половины наблюдается значительное улучшение, но все еще может сохраняться некоторая
степень нарушения до позднего подросткового периода. В противоположность врожденному типу
расстройств, течение и прогноз болезни для детей с приобретенным типом расстройства
коммуникации (произошедшим в результате травмы головного мозга или паралича) зависит в
значительной степени от серьезности повреждения, от того, какой именно участок мозга поврежден, а
|