Navigation bar
  Print document Start Previous page
 400 of 537 
Next page End  

также от возраста ребенка в момент травмы и от степени развитая речи в это время (АРА, 2000).
Хотя со временем сами проблемы речи обычно исчезают или уменьшаются, у детей с
расстройством коммуникации, начиная с раннего возраста, часто наблюдаются выраженные паттерны
негативного поведения (Beitchman & Young, 1997; Toppelberg & Shapiro, 2000). Такие расстройства
поведения, как гиперкинетическое расстройство и дефицит внимания, могут усугубить уже
существующие проблемы коммуникации, выражающиеся в том, как дети общаются со сверстниками
или как они справляются с учебными заданиями. Так как учителя все больше осознают важность того,
чтобы дать детям с особыми потребностями возможность взаимодействия с нормально развитыми
детьми, школьная система начала помещать детей с различными проблемами в обычные, а не в
изолированные классы. Помещение отстающих в развитии детей вместе с их нормальными
сверстниками основано на предпосылке, что дети с особыми потребностями получат пользу от общения
с нормально развитыми сверстниками и будут избавлены от эффекта навешивания ярлыков и
помещения в специальные учреждения. Как показано во врезке 11.2, эффект взаимодействия со
сверстниками в социальной сфере напоминает нам о пользе факторов окружения, которые влияют на
ход развития детей с особыми потребностями.
Врезка 11.2
Что предпочтительнее — специальное окружение или пребывание вместе с нормальными
детьми?
Учителя и исследователи заинтересовались потенциальными возможностями детей с
расстройством экспрессивной речи и подобными расстройствами коммуникации, которые часто
выявляются в играх со сверстниками. Ожидается ли заметный прогресс в развитии у детей с
расстройствами коммуникации, если они находятся среди подобных им детей, или же они получают
большую пользу от общения с нормально развитыми сверстниками? Исследователи задались этим
вопросом, наблюдая взаимодействие сверстников из этих двух групп (Guralnick, Connor, Hammond,
Gootman and Kinnish, 1996). Исследователи обнаружили много сходных черт между членами этих двух
групп, а именно: способность к долгому непрерывному взаимодействию в процессе игры, успешное
общение между собой, решение конфликтов и отзывчивость на различные социальные проблемы.
Выявились и существенные различия. Несмотря на окружение, дети с расстройствами коммуникации,
вовлеченные в непродолжительную активную беседу, обнаружили достаточно низкий уровень
позитивного поведения и редко правильно отвечали на задаваемые им вопросы.
Как и ожидалось, нормально развитым детям, вне зависимости от окружения, лучше, чем детям с
расстройством коммуникации, удавалось вовлечь сверстников в игры. В то же время детям с
нарушениями сравнительно лучше удавалось взаимодействие с нормально развитой группой
сверстников, чем со своими «коллегами» по несчастью. Это открытие подтверждает необходимость
совместного обучения и воспитания детей с проблемами и нормально развитых сверстников до тех пор,
пока эти проблемы актуальны.
---
Расстройства коммуникации в легкой степени проявляются чаще у мальчиков (8%), чем у
девочек (6%) (Tomlin, Forrest, Pu & Kirn, 1997). Однако из-за того, что у мальчиков наряду с языковыми
трудностями существует больше проблем поведения, они более заметны; им чаще, чем девочкам,
ставится диагноз коммуникативного расстройства и нарушения развития школьных навыков (Е.B. Wood
& Felton, 1994).
Причины
Генетика
По всей видимости, процессы формирования речи в значительной степени обусловлены
генетически (S. L. Miller & Tallal, 1995). Примерно у трех детей из четырех со специфическими
расстройствами речи в роду были люди с нарушениями способности к научению (Spitz, Tallal, Flax &
Benasich, 1997; Tallal, Ross & Curtiss, 1989a). Данная мысль подтверждается исследованиями и других
ученых (Bishop et al., 1999).
Кроме того, ученые склонны усматривать причину рассматриваемых расстройств в особых
Hosted by uCoz