повреждениях мозга, которые ведут к нарушениям коммуникации и могут передаваться по наследству.
Сравнительный анализ состояния здоровья в семьях больных детей показал, что нарушение функций
височной доли мозга чаще встречается у детей, в семьях которых наблюдались случаи нарушения
способности к обучению по причине расстройства речи (Keen & Lovegrove, 2000; Merzenich et al., 1996).
Головной мозг. Речевые процессы протекают в основном в левой височной доле (Рис. 11.1).
Непрерывная ответная реакция нервного центра помогает усиливать процесс развития восприятия речи
и ее выражения. Чем лучше дети понимают речь, тем понятнее они будут выражать свои мысли. С
другой стороны, произнесение ими звуков, в свою очередь, помогает им в дальнейшем выражать свои
мысли словами. Недостаток понимания и отсутствие обратной связи уменьшают способность к
воспроизведению слов и препятствуют развитию артикуляционных навыков (Spreen, Risser, & Edgell,
1995).
Главный орган головной мозг
Большая часть мозга, разделенная на два полушария и четыре доли, состоит из внешнего слоя
серого вещества, называемого корой головного мозга, и внутреннего слоя, состоящего из белого
вещества, с функцией передачи информации в кору. Кора головного мозга управляет самыми сложными
процессами от восприятия изображения до мышления и планирования.
Нервные окончания (нейроны)
Строительным материалом мозга являются нервные клетки, или нейроны, которые передают
информацию в виде импульсов возбуждения. Нейроны отделены друг от друга микроскопическими
промежутками, называемыми синапсами. Когда импульс передается по нейрону, клетка выпускает в
синапсы химические соединения, которые называются нейромедиаторами. Нейромедиаторы
возбуждают или тормозят импульсы в соответствующих нейронах.
Рис. 11.1. Зоны речи в норе головного мозга. (Time, Июль 5, 1995, стр. 36).
Анатомические исследования наряду с изучением способности нервной системы к восприятию
показывают, что фонологические расстройства связаны с проблемами функционирования мозга в
задней части левого полушария (Lyon, 1996b). Исследования кровоснабжения мозга показали, что
плохое произношение является следствием недостаточной активности левой височной доли (Е. В.
Wood, Felton, Flowers & Naylor, 1999). Таким образом, причиной фонологических расстройств может
быть неврологический дефицит или отклонения в задней части левого полушария, которые
контролируют способность обрабатывать фонемы (S. Shaywitz & Shayitz).
Инфекционные заболевания среднего уха. Другой биологической причиной ослабления речи
могут быть повторяющиеся отиты или воспаления среднего уха на 1-м году жизни, так как потеря слуха
является следствием частых или затяжных приступов инфекции. Острые воспаления среднего уха могут
быть причиной ранних проблем с речью, которые преодолеваются относительно быстро. При ином
процессе течения болезни причины, вероятно, могут носить в большей степени неврологический
характер, и болезнь может длиться гораздо дольше (Lonigan & Fischel, 1992). Дети с хроническими
|