отитами испытывают определенные трудности в общении со сверстниками, пытаясь говорить так же,
как они (Shriberg, Friel-Patti, Flipsen & Brown, 2000).
Хотя нейрофизиологическая точка зрения на причины речевых расстройств, свидетельствующая
о том, что речевые нарушения вызваны нарушениями функционирования мозга, преобладает, до сих
пор не ясно, как возникают подобные аномалии. Наиболее вероятным является предположение, что
расстройства речи это результат взаимодействия генетических влияний, задержки или патологии
созревания мозга, а также, возможно, минимальных дисфункций мозга, которые недоступны
обнаружению клиническим путем (S. Shaywitz & Shaywitz, 1999). К счастью для левшей, «ненормальное
использование руки» и «отличие» мозга не имеют отношения к расстройству речи или к неспособности
к обучению, несмотря на многочисленные попытки найти подобную связь.
Домашнее окружение. Насколько обстановка, окружающая ребенка дома, способствует
расстройствам речи? Возможно, некоторые родители не в состоянии стимулировать развитие речи
своих детей? Поскольку роль родителей в процессе развития детей чрезвычайно важна, психологи
тщательно изучают эти спорные вопросы.
Придя домой к Джеки в первый раз, мы заметили, что ее отчим, очень спокойный человек, часто
общался с ней посредством жестов, мимики или коротких фраз. Ее мать в разговоре с дочерью
пользовалась более примитивной лексикой, чем в общении с шестилетней сестрой Джеки. Эти
наблюдения сходны с наблюдениями Вайтхарста (Whitehurst) и его коллег (1988), которые провели
сравнительное исследование вербального общения в семьях, где есть дети с расстройством речи, и там,
где их нет. Ученые обнаружили, что родители изменяют свою манеру говорить с ребенком в
зависимости от его способностей. Если ребенок говорит простыми предложениями, состоящими из
двух-трех слов, то родители стараются говорить так же. Подчеркнем, что, кроме случаев, когда ребенок
совершенно заброшен или к нему плохое отношение, маловероятно то, что расстройства речи
происходят по вине родителей. Родительская речь и языковое стимулирование могут влиять на скорость
и диапазон речевого развития, но не на особые повреждения, характерные для расстройств (Tallal et al.,
1996).
Лечение
К счастью, речевые расстройства и связанные с ними трудности в общении к шести годам
обычно исчезают сами собой и не требуют вмешательства. Однако даже в этом случае родителям
следует разобраться в причине задержки речи ребенка и убедиться в том, что они делают все
возможное, чтобы стимулировать языковое развитие. Например, специализированные
дошкольные
учреждения получили вдохновляющие результаты, используя методику сочетания компьютера и
занятий с учителями-ассистентами при обучении маленьких детей методику, которая способствует
освоению новых речевых навыков (Hitchcock & Noonan, 2000).
Домашние упражнения, которые дети выполняли вместе с родителями, также оказались весьма
полезными в сложном процессе обучения речевым навыкам (Whitehurst, Fischel, Arnold & Lonigan).
Например, для Джеки мы разработали методику, которую ее родители и учителя могли бы применять с
учетом ее способностей. Джеки очень любила рисовать и рассказывать о своих рисунках, так почему бы
не использовать ее интерес к рисованию для развития речи? Увидев меня в классе, девочка побежала
мне навстречу с криком: «Я нарисовала маму, папу, кошечку и озеро». Мы решили, что ее поведение
можно регулировать, стараясь не замечать трудности или отвлекать внимание от них, часто устраивая
небольшие перерывы. Джеки много времени проводила за компьютером, и вскоре уже могла различать
буквы и короткие слова, а также двигать фигуры по экрану. Ее речь постоянно улучшалась, и к пяти
годам она произносила все буквы алфавита и очень хотела пойти в детский сад.
Заикание
Дети, которые учатся говорить, как правило, проходят период несвязной или неясной речи, что
является неотъемлемой частью их развития. Для того чтобы развить координацию, заставить слаженно
работать язык, губы и мозг, чтобы произносить незнакомые или трудные сочетания звуков, требуется
опыт и терпение. Для большинства детей этот период речевого развития проходит незаметно, и
родители с удивлением и радостью наблюдают, как их дети «сражаются» с новыми словами. Тем не
менее некоторые дети медленно проходят через эту стадию, они повторяют или тянут некоторые звуки
|