Navigation bar
  Print document Start Previous page
 407 of 537 
Next page End  

тестов, значительно ниже показателей, характерных для человека того же биологического возраста,
психического развития и уровня образования.
В. Нарушения, перечисленные в пункте А, крайне отрицательно влияют на успехи в учебе или на
активность в повседневной жизни в случаях, когда должны быть использованы именно навыки чтения /
навыки счета / навыки письма.
Поскольку многие аспекты овладения речью, вниманием, навыками чтения, письма и
арифметики частично совпадают и обеспечиваются одними и теми же функциями мозга,
неудивительно, что ребенок или взрослый может страдать не каким-то одним видом расстройства
развития школьных навыков. Напомним, что способность понимать речь (фонологическая
осведомленность) развивает умение говорить, а позднее — писать и читать. Даже самый
незначительный сбой в функционировании мозга может повлечь за собой различные типы расстройств
познавательной деятельности. Эти расстройства, в свою очередь, могут препятствовать развитию
основных учебных навыков и в короткое время осложнить ситуацию в школе. Более того, как мы уже
видели в случаях Джеймса и Тима, в результате депрессии и апатии может возникнуть целый ряд
производных проблем, таких как неуравновешенность или асоциальное поведение.
Нарушенное развитие моторных навыков у маленьких детей (обозначенное в тесте
DSM-IV-TR
как расстройство координации, связанное с развитием), иногда сравнивается с расстройствами развития
школьных навыков и коммуникативными расстройствами (Spreen и др., 1995 г.). Указанные задержки в
освоении моторных навыков, таких как сидение, плавание и ходьба, а также плохая координация,
низкие спортивные достижения и плохой почерк — все это может повлиять на способность ребенка
учиться, а также на прогресс дальнейшего развития. Дети со значительными расстройствами
избавляются от указанных проблем только в поздний подростковый период.
Расстройство навыков чтения
Роль умения читать в нашем обществе трудно переоценить. Нас повсюду окружают написанные
буквы и фразы, и примерно к пяти годам большинство детей уже хотят знать, что они значат.
(Используя это естественное детское любопытство для получения прибыли, рекламодатели довольно
успешно соединяют легко узнаваемые логотипы с названиями своей продукции или фирмы, и делают
это таким образом, чтобы дети могли «читать» быстрее.) Прежде всего, естественный интерес и
желание развиваться не выходят за рамки формального обучения чтению. Для большинства детей этот
процесс довольно сложен и скучен, а для некоторых он может стать даже мучительным и превратиться
в кошмар. Роль родителей здесь особенно важна — детям просто необходимо чувствовать поддержку и
одобрение своих действий, как бы эффективны или точны они ни были.
Когда вы решите для себя, с чего начать обучение основам чтения, например с соответствия
написания (графемы) и звучания букв (фонемы), не удивляйтесь, если многим детям это покажется
достаточно
трудным, и они начнут отставать по разным предметам. Прочитайте следующее
предложение: «Я верю, что детская патопсихология — это один из самых увлекательных и важных
предметов, которые я изучаю». Обратите внимание, что читая это предложение, вы одновременно:
- сосредоточили внимание на напечатанных буквах и контролировали движение глаз по
странице;
- распознали звуки, переданные буквами;
- поняли смысл слов и грамматические конструкции;
- строите мысли и образы;
- сравниваете новую информацию с тем, что уже знаете;
- запоминаете возникшие в голове мысли и ассоциации.
Многие из нас забыли об усилиях, которых требовало чтение, особенно вначале. Неудивительно,
что поначалу дети читают с трудом и очень медленно, словно они борются со звуками и со сложными
сочетаниями букв. Такой психический процесс требует слаженной работы целой сети нервных клеток,
которые соединяют центры зрения, речи и памяти (Neuwirth, 1993). Даже незначительное расстройство
в любой из этих областей может стать причиной проблем с чтением. Наиболее характерным примером
расстройства навыка чтения, конечно же, является неспособность различать или разделять звуки в
услышанных словах. Этот недостаток носит принципиальный характер, так как фонологические навыки
лежат в основе чтения.
Многие клинические признаки расстройств навыков чтения очевидны для опытного глаза врача.
Hosted by uCoz