Рис. 11.2. Ошибки в арифметических вычислениях десятилетней девочки с математическим
расстройством навыков счета (H. G. Taylor, 1988).
Детям с расстройствами навыков счета обычно трудно дается выполнение арифметических
действий и/или их объяснение с использованием названия величин или цифр; нумерация, сравнение и
манипулирование предметами; чтение и написание математических символов; владение понятиями и
произведение вычислений в уме, а также выполнение вычислительных операций (Lyon, 1996a; H.G.
Taylor, 1988). Трудности такого характера означают, что нейропсихологические процессы, лежащие в
основе математической аргументации и вычисления, недостаточны или нарушены.
Расстройство навыков письма
Карлос: Как трудно рисовать.
Когда Карлосу было семь лет и он уже заканчивал второй класс, его родители встретились с
учителем, для того чтобы обсудить проблемы сына, связанные с письмом. И хотя в целом учебный год
прошел хорошо, родители были готовы к плохим новостям. Улыбаясь и посматривая в свои записи,
учитель Карлоса привел примеры того, как мальчик постепенно смог научиться воспроизводить
некоторые буквы, не входившие в программу обучения в этом году Но то, что увидел и родители, не
требовало объяснений: нарисованные им геометрические фигуры были кривые, словно их нарисовал не
он, а его трехлетняя
сестра. Заметив реакцию родителей, учитель объяснил: «У Карлоса не все в
порядке с двигательными навыками при рисовании, складывании картинок из мозаики и при выполнении
аналогичных заданий. Он слишком торопится, забывает об аккуратности и не смотрит на образец.
Он с неохотой делает письменные задания. Было бы хорошо, если бы Карлоса протестировал
психолог; в будущем году новый учитель сможет улучшить его письмо с помощью некоторых
дополнительных упражнений».
Во время первого занятия Карлос сразу же заинтересовался нашими компьютерными играми,
он с удовольствием рисовал фигуры с помощью мышки, так как это было легко и удобно. Однако когда
я попросил его воспользоваться карандашом и бумагой, оказалось, что это для него совсем не просто.
Мы распечатали на бумаге ранее нарисованные им на компьютере фигуры и попросили нарисовать их
карандашом. Карлос выполнял это задание той рукой, которой было удобно. Он написал некоторые
буквы, развернув их в другую сторону (b/d,
p/q), и очень сильно давил на карандаш, пытаясь
скопировать или нарисовать фигуры. Выполняя упражнение, он постоянно разговаривал и задавал так
много вопросов, что было непонятно, кто кого тестирует.
Нейропсихологический тест показал, что у Карлоса агнозия пальцев, особенно на левой руке
(когда его руки были за спиной, он не мог определить, какой именно палец я трогал). Карлосу было
очень трудно скопировать треугольник, круг и квадрат с образца, который ему показали (рис. 11.3).
Согласно тесту WISC-III, он получил оценку ниже средней (91), а его вербальный интеллект был выше
среднего (117). При выполнении дополнительных заданий особые затруднения вызвало, например,
составление различных предметов из кубиков и мозаики. Еще труднее ему было выполнять вербальный
промежуточный IQ-тест, который требовал сосредоточенности и внимания и включал в себя
математические задачи и задания на цифровой диапазон. В процессе тестирования мы заметили, что
Карлос был импульсивен и иногда вел себя довольно вызывающе. Когда ему не хотелось, он просто
отказывался что-либо делать. Подобные выводы сделали и его родители, расстроенные
инфантильностью сына и его крайне вызывающим поведением дома.
|