Navigation bar
  Print document Start Previous page
 410 of 537 
Next page End  

Рис. 11.3. Сверху: Рисунки Карлоса, которого попросили срисовать треугольник, круг и квадрат.
Внизу: Пример треугольника, круга и квадрата, нарисованные нормально развитым семилетним
мальчиком.
Карлос страдал расстройством развития школьных навыков, связанных с письмом. Он обладал
развитыми речевыми и аналитическими способностями, его навыки решения задач были нормальными
для его возраста. И только его визуально-моторные навыки были значительно слабее, о чем
свидетельствовало то, как он пишет, копирует и перемещает рисунки. Подобно чтению и математике,
навыки
письма обеспечиваются несколькими связанными друг с другом областями мозга, которые
являются ответственными за словарный запас, грамматику, движения руки и память.
У детей с расстройством навыков письма часто возникают проблемы при выполнении заданий,
требующих согласованного взаимодействия глаз и руки, хотя в целом у таких детей нормально развиты
двигательные функции. Учителя отмечают, что по сравнению с детьми, которые обладают
нормальными навыками письма, дети с нарушениями пишут более короткие, менее интересные и
бедные по содержанию сочинения, и при этом они вряд ли уделяют должное внимание орфографии,
пунктуации и грамматике, стремясь сделать свои сочинения более понятными (Hooper и др., 1994).
Орфографические ошибки или плохой почерк, если, конечно, это не препятствует повседневной
деятельности или же учебным занятиям, еще не дают основания ставить ребенку диагноз. Кроме того,
проблемы, связанные с письмом, сигнализируют о возможности наличия еще и других расстройств
развития школьных навыков, поскольку нарушены основные когнитивные процессы: планирование,
самоконтроль, самооценка и самосовершенствование (Wong, 1992).
Расстройства способности писать менее изучены, чем другие расстройства развития школьных
навыков. Как правило, эти расстройства обычно встречаются в сочетании с расстройствами развития
навыков чтения или математики, в основе которых — нарушения в языковом и нейропсихологическом
развитии.
Распространенность и течение
Расстройствами развития школьных навыков страдают до 10% от общего числа населения, в
зависимости от того, о каких именно расстройствах идет речь. (АРА, 2000). Это означает, что примерно
5% учеников в общественных школах США поставлен диагноз расстройство развития школьных
навыков (Lyon, 1996а). Чаще всего это относится к расстройствам навыков чтения, так как они наиболее
характерны и имеют много общего с расстройствами навыков счета и письма. Вероятнее всего, однако,
что эти данные не совсем верны, так как получены в результате выборочных исследований.
Трудности с чтением не существуют изолированно сами по себе, они являются, вероятно,
составной частью некой совокупности способностей, в том числе и к чтению (S. Е. Shaywitz, Escobar,
Shaywitz, Fletcher & Makuch, 1992). И если большинство оценок основывать на совокупности проблем
чтения, а не на диагностической категории, расстройствами навыков чтения страдают, по меньшей
мере, 10 миллионов американских детей, или примерно каждый пятый (S. E. Shaywitz и др., 1992).
Статистические данные о расстройствах, связанных со счетом и письмом, чаще всего очень
приблизительны, поскольку являются результатом отдельных исследований и не могут отражать всей
картины в целом. Кроме того, мы обнаружили в этих данных явное несоответствие. Клинические
Hosted by uCoz