исследования показали, что на расстройства навыков счета приходится примерно 1/5 часть от всех детей
с расстройствами развития школьных навыков, это значит, что около 1% детей школьного возраста
имеют этот диагноз (АРА, 2000). Однако если показатели оценивать на основании результатов теста, то,
по всей видимости, в это число будут включены около 6% детей школьного возраста (Lyon, 1996a). Как
и расстройства навыков чтения, расстройства навыков счета обычно проявляются в течение второго или
третьего учебного года, в период начала обучения основам математики. Следовательно, статистика,
основанная исключительно на диагнозах, может быть неточной.
Наконец, считается, что расстройства навыков письма встречаются редко, если они не
сопровождаются другими расстройствами развития школьных навыков (АРА, 2000). Однако данный
высокий показатель расстройств речевого развития среди всего населения (от 8 до 15%) и достаточно
высокий показатель расстройств навыков чтения, отмеченный ранее, а также расстройства письменной
речи, вероятно, касаются, по меньшей мере, 10% от числа всех детей школьного возраста (Lyon, 1996a).
Ввиду высокой коморбидности расстройства навыков письма и счета могут быть объяснены, скорее, как
связанные между собой особенности глобальных проблем обучения, а не как отдельные нарушения
(Lyon, 1996a).
Культурные, социальные и гендерные различия. Представляется, что социальные и
культурные факторы в меньшей степени влияют на возникновение расстройств развития школьных
навыков, чем на другие типы когнитивных проблем и проблем поведения; согласно диагностическому
критерию, они
вообще не могут быть причислены к таким факторам. Тем не менее некоторые
культурные и расовые особенности могут влиять па характер диагностики и лечение детей с
расстройствами развития школьных навыков.
Развитие речи сильно зависит от контекста (Е. Bates, 1993), поэтому необходимо решить, каким
образом культурные и этнические различия домашнего уклада могут влиять на особое развитие речи
ребенка. Ф. Б. Вуд и другие (1991) провели интересное исследование, которое позволяет
проиллюстрировать тот факт, что ошибки в области фонологии случаются чаще среди населения,
говорящего на ненормативном английском языке. Произвольно они выбрали 485 детей белых
американцев (55%) и афро-американцсв (45%) с первого по третий класс. Было установлено, что хотя
афро-американские дети в начале первого года читают так же, как и белые, к третьему году обучения в
их чтении обнаруживаются отклонения, которые к пятому классу приобретают серьезный характер.
Как уже говорилось ранее, многие детские расстройства
есть результат взаимодействия
между способностями, которые заложены в детях, и возможностями, которые предоставляет им
окружающая среда. В случае обучения чтению некоторые учебные методики не придают особого
значения специфическому звукобуквенному соотношению, присущему афро-американскому детскому
диалекту (Е. В. Wood и др., 1991). Пристальное внимание к подобным различиям может привести к
улучшению образовательных возможностей.
Внимание к культурным и этническим вопросам, связанным с расстройствами развития
школьных навыков, является сравнительно новым подходом, хотя у исследований расовых различий
имеется долгая и спорная история. Мужчинам чаще ставят диагноз расстройство развития школьных
навыков, чем женщинам, учитывая 60-80% детей с таким диагнозом (АРА 2000). Что касается
коммуникативных расстройств, повод для обращения за помощью может быть искажен тем
обстоятельством, что мальчики и девочки в настоящее время имеют довольно сходные по характеру
проблемы навыков чтения. Поэтому неудивительно, что школы обращаются за помощью для мальчиков
в 4 раза чаще, чем для девочек, главным образом потому, что для мальчиков более свойственны
проблемы с поведением. Девочки с проблемами развития школьных навыков чаще характеризуются как
спокойные и неконфликтные, и их заболевание может остаться незамеченным, если учителя и родители
недостаточно наблюдательны.
Развитие. Дети с расстройствами развития школьных навыков часто не знают, каким образом и
почему они не похожи на других, но зато им известно, каково это быть не такими, как остальные
дети в классе. Они слышат, как их называют «медлительными», «непохожими» и «отсталыми», они
могут соотнести это, скорее, именно со своими слабостями, а не с сильными сторонами. Эти
ежедневные испытания могут стать причиной того, что некоторые дети будут всячески притворяться,
либо замыкаться в себе или же становиться сердитыми и неуступчивыми. Подобно Джеймсу они могут
прекратить попытки учиться. Подобно Франсине они могут уединяться и ограничить свое участие в
занятиях, которые доставляют радость их сверстникам.
Чего можно ожидать от Франсины, Джеймса, Тима и Карлоса во время их учебы в школе? Как
теперь известно, около 3/4 от всех детей с диагнозом расстройства навыков чтения в начальной школе
|