Я притворялся все школьные годы, потому что был весьма сообразительным мальчиком.
Больше всего на свете я боялся, что кто-нибудь может узнать о моих недостатках. Сам я судил о
себе по своим поражениям... У меня всегда была низкая самооценка... Когда я учился в школе, мое
самолюбие страдало потому, что я не мог написать стихотворение или рассказ... Я не умел писать ни
ручкой, ни карандашом. Компьютер полностью изменил мою жизнь. Я все делаю на моем компьютере.
Он заменяет мне память. Я пользуюсь им, чтобы строить свою жизнь, потому что сам я всегда писал
очень плохо (Polloway, Schewel & Patton, 1992, стр. 521).
В целом долговременный прогноз для мужчин с расстройством развития школьных навыков
положителен. Однако если мы обратимся к вопросу о том, как складывается жизнь взрослых женщин с
подобным расстройством, то обнаружим тревожную тенденцию. Можно уверенно сказать, что у многих
женщин, которые окончили школу и столкнулись с требованиями взрослой жизни, возникает больше
проблем с адаптацией, чем это случается в аналогичной ситуации у мужчин. В отношениях с людьми у
женщин чаще возникают трудности и чаще бывают разрывы супружеских
отношений, что
свидетельствует об их сохраняющейся уязвимости (Bruck, 1998) и о том, что у этих женщин
сравнительно мало возможностей приложить свои усилия в тех областях, где могли бы проявиться их
сильные стороны. Расстройства навыков чтения приводят к тому, что женщины не в состоянии
получить хорошую специальность, и поэтому могут рассчитывать только на неквалифицированную и
плохо оплачиваемую работу. Женщины, которым не хватает необходимых навыков для конкуренции и
возможностей выбора карьеры из-за того, что в школе они учились с трудом и были на плохом счету,
как правило, рано начинают интимную жизнь и при этом чаще всего не имеют никакой поддержки от
своих партнеров (Maughan & Hagell, 1996). Перед юношами, наоборот, после окончания школы
открывается более широкий выбор профессионального приложения сил, что позволяет им вести
нормальную социальную жизнь. Таким образом, можно сделать заключение, что если люди с
расстройством развития школьных навыков, став взрослыми, могут сами выбирать свое окружение (а у
женщин в этом плане больше препятствий), они оказываются в состоянии строить жизнь, используя
свои сильные стороны, умения и таланты (Maughan & Hagell, 1996).
Можно утверждать, что, если ко времени окончания школы расстройство не исчезло, люди,
которые получили необходимые навыки образования, имеют замечательную возможность учиться всю
жизнь. Врезка 11.3 описывает некоторые возможности, которые помогают адаптироваться к
нормальной жизни и гибко решать возникающие проблемы. Взрослые тоже могут научиться читать,
хотя это бывает трудно из-за отставания в умственном развитии. Современные достижения в изучении
случаев расстройства развития школьных навыков и его ранних признаков, видимо, могут внести
положительный вклад в решение проблемы раннего распознавания отклонений и подбора необходимых
методов обучения. Электрофизиологические измерения реакций мозга могут дать
возможность
поставить диагноз на основе фиксации нарушений течения фонологического процесса, а не исходя из
поступков ребенка (Kraus et al., 1996). Таким образом, ранний диагноз и необходимое вмешательство
могут помочь предотвратить долговременные последствия имеющихся нарушений.
Врезка 11.3
Факторы, помогающие проявлять гибкость и адаптацию
Некоторые личностные черты и обстоятельства могут помочь людям с расстройствами развития
школьных навыков успешно адаптироваться к взрослой жизни, выйдя из подросткового возраста. В
исследовании Е. Вернер (Е. Werner) проводилось долгосрочное наблюдение за детьми, родившимися в
1955 году на острове Кауаи (Гавайи). Под наблюдением находились 22 ребенка с нарушениями
способности к обучению и 22 ребенка контрольной группы. Оказалось, что большинство детей с
нарушениями успешно адаптировались к взрослой жизни. Люди, проявившие способность к гибкому
решению возникающих с течением времени проблем, имели: (1) основные черты характера, которые
способствовали благожелательному отношению окружающих людей; (2) уверенность в собственных
силах и возможностях, а также самоуважение то, что помогает строить жизнь; (3) достаточно
компетентных взрослых, которые были рядом, оказывая помощь и необходимую поддержку; и (4)
возможность получить второй шанс в случае, если они совершили ошибку или нарушили закон.
Некоторые из названных особенностей и характеристик присутствуют с самого рождения (например:
некоторые свойства характера, темперамент), многие другие факторы, помогающие в жизни, могут
|