Рис. 11.4. Процентное выражение клинически значимых
проблем поведения у детей с
расстройством развития школьных навыков и у обычных детей в возрасте 4 и 8 лет (данные взяты из
Benasich et al., 1993).
Сочетание этих проблем обычно трактуется как индивидуальные реакции или как защитный
стиль поведения в ответ на какую-то неудачу или фрустрирующие обстоятельства, а в некоторых
случаях как «самонаказание» или потребность во внимании «от противного». Трудно сказать, что здесь
первично: проблемы поведения могут предшествовать проблемам обучения, могут возникнуть позднее,
а могут проявляться одновременно (Spreen et al., 1995). Одним из объяснений того факта, что проблем,
связанных с поведением, становится явно больше, когда дети с расстройством развития школьных
навыков идут в начальную школу, является задержка их интеллектуального развития (Tallal et al., 1991),
которая создает дополнительные трудности в учебе и в социальных контактах.
На основании обзора свыше 150 исследований (Kavale & Fornen, 1996), можно сделать вывод,
что примерно в 3 случаях из 4 учащиеся с расстройством развития школьных навыков имеют
значительные нарушения в социальных отношениях. В целом эти учащиеся оказываются в большей
социальной изоляции, чем другие дети, пользуются меньшей популярностью среди сверстников и, как
правило, производят на них неприятное впечатление (Vallance, Cunning & Humphries, 1998). Так же, как
Франсине, по описанию ее матери, «лишенной чувства юмора и туповатой», большинству детей с
подобным расстройством трудно понять все нюансы социального взаимодействия, и они могут не знать,
как нужно здороваться с другими детьми, как можно найти друзей или как присоединиться к играм на
детской площадке. Такие дети могут не заметить или проигнорировать тонкие намеки в речи других
ребят. Они не всегда адекватно понимают и не умеют правильно откликнуться на невербальные
выразительные знаки-сообщения других детей, например вращение глазами, когда они хотят показать,
что им что-то не нравится или совершенно не интересно. Когда дети с расстройством развития
школьных навыков неверно оценивают ситуацию и их действия не соответствуют обстоятельствам,
другие дети отворачиваются от них и не хотят с ними общаться.
Ребенок с расстройством развития школьных навыков может превратиться в причину
эмоциональной напряженности для членов семьи. У родителей при этом могут возникать самые разные
эмоции, включая желание отгородиться от неприятности, ощущение собственной вины, обвинения в
адрес ребенка, разочарование, гнев и отчаяние. Братья и сестры часто проявляют свое неудовольствие,
они раздражаются и ревнуют, видя, как много внимания уделяется их брату или сестре. Проблемы
поведения обычно связаны с деструктивными тенденциями и поэтому отчаяние ребенка и его
эмоциональные потребности можно легко проглядеть. Действительно, родители часто больше знают о
поведении детей и их поступках, чем об их чувствах, печалях и сомнениях (Boetsch et al., Lardieri,
Blacher & Swanson, 2000).
Последствия расстройств развития школьных навыков у взрослых. К сожалению
социальные и эмоциональные трудности, связанные с коммуникативными расстройствами и
расстройствами развития школьных навыков, могут иметь продолжение и на поздних этапах
взросления, в основном из-за несвоевременного распознавания проблемы или невнимания к ней (Lyon,
1996a). Взрослые могут найти разные способы скрывать от окружающих свои проблемы например
предпочесть смотреть новости по телевизору, а не читать газеты. С другой стороны, многие
добиваются успеха в областях, которые не входят в школьные программы, такие как сочинение музыки,
бальные танцы или спорт, многие могут стать выдающимися архитекторами и инженерами, а у других
могут проявиться неординарные способности в межличностном общении (Neuwirth, 1993). У каждого
ребенка или подростка есть свои сильные стороны, качества, которые можно развить, чтобы
компенсировать имеющиеся недостатки. Таким образом, многие люди, несмотря на то что в детстве они
плохо учились и страдали от психологических проблем, став взрослыми, ведут вполне успешную и
продуктивную жизнь (Werner, 1993).
Мужчины с расстройством навыков чтения не отличаются от своих однополых сверстников в
общей самооценке, в симптомах депрессии, а если таковые появились, то в ощущении своей
компетентности и удовлетворенности работой, в брачных и других отношениях с людьми, а также в
частоте проявлений случаев асоциального поведения (Boetsch et al., 1996). Однако мужчины по-
прежнему в меньшей степени чувствуют социальную поддержку со стороны родителей и
родственников единственных оставшихся в их жизни людей, которые знают и помнят об их детских
проблемах, что подтверждает неистребимость впечатлений раннего детства.
Один взрослый мужчина так описывает свой способ компенсации проблем образования:
|