Navigation bar
  Print document Start Previous page
 417 of 537 
Next page End  

различаете ли вы какие-то ее особенности, напоминающие вам песни этой или какой-то другой
музыкальной группы? Можете ли вы отличить музыку одной группы от другой? Когда мы слушаем, мы
стремимся разложить звуки на разные категории, приобретая свой вкус к музыке по мере того, как в
нашей памяти сохраняется все больше мелодий и собраний звуков. Каждый раз, когда мы слышим
новую мелодию, мы сравниваем ее с уже знакомой музыкой, с тем, что нам нравилось. Молодые люди
особенно быстро воспринимают новую музыку, расширяя таким образом свои предпочтения. И
наоборот, люди, уже сформировавшие свои вкусы, обычно придерживаются привычных мелодий,
отвергая все незнакомые созвучия. Этот «пробел» в музыкальных пристрастиях аналогичен пробелу в
способности детей с расстройством развития школьных навыков воспринимать звуки.
Каждый нейрон в участках мозга, из тех которые занимаются обработкой языковых единиц,
имеет точную спецификацию. Некоторые нейроны включаются, когда мы мысленно называем тот или
иной объект, но не тогда, когда мы читаем вслух название объекта, и наоборот. Отдельные нейроны
активизируются, когда двуязычные люди говорят на одном языке, но не тогда, когда они говорят на
другом (Ojemann, 1991). Некоторые люди все понимают, но не в состоянии выразить мысли словами,
поскольку нейроны активны, когда человек слышит, и неактивны, когда он говорит.
В зрительной системе восприятие формы, цвета и движения имеет корни в различных частях
зрительной зоны коры головного мозга. Когда что-то движется в поле нашего зрения, участок коры
головного мозга, отвечающий за восприятие движения, — обозначенный «V5» — начинает
активизироваться. Ученые обнаружили (Eden et al., 1996), что у взрослых людей с расстройством
навыков чтения не отмечается активация
в этой зоне V5, когда им предлагают смотреть на
беспорядочно движущиеся точки. Исследователи предположили, что дефект V5 в восприятии движения
может быть показателем более обширного нарушения (С. Frith & Frith, 1996). Следует учитывать, что,
для того чтобы чувствовать различия между согласными звуками — такими как «б» и «т» — мы
должны быть способны различать очень быстрые изменения звуковой частоты. Мельчайшие
неврологические нарушения чувствительности могут препятствовать способности к различению, и это
затем выявляется клинически как проблемы фонологической обработки и чтения (Keen & Lovegrove,
2000).
Таким образом, физиологической основой расстройства навыков чтения представляются два
главных факта: (1) языковые проблемы людей тесно связаны с неврологической обработкой фонем и (2)
поведенческие и физиологические аномалии обнаруживаются в процессе обработки зрительной
информации. Поэтому неудивительно, что проблемы фонологической и зрительной обработки часто
сочетаются с проблемами расстройства навыков чтения (Eden et аl., 1996).
Изучение случаев расстройства развития школьных навыков может касаться детей с
нарушениями навыков чтения, но эти же данные относятся также к нарушениям навыков письма и
счета. У многих — но не у всех — учащихся с расстройством навыков письма обнаруживаются также и
расстройства навыков чтения (Lyon, 1996 а), а для того чтобы усвоить некоторые математические
понятия требуются не только «математические навыки», но также умение читать и писать. Однако
кроме этих расстройств, связанных с использованием речи, есть еще и различные расстройства
невербального научения (J. Е. Casey, Rourke & Pickard, 1991; Rourke, 1993).
Расстройства невербального научения. Эти расстройства, связанные с функционированием
правого полушария мозга, характерны для детей, которые значительно хуже успевают по математике,
чем по чтению. Эти расстройства включают в себя нарушение социальных навыков, пространственной
ориентации, решения задач и понимания невербальных знаков, таких как язык тела. Расстройства
невербального научения сводятся не только к расстройствам навыков счета, они могут сопровождаться
нейропсихологическими проблемами, такими как плохая координация, неумение правильно оценивать
происходящее, а также трудности в восприятии новых и сложных ситуаций (Cornoldi, Rigoni, Tressoldi
& Vio, 1999; Lyon, 1996 a).
Вспомним, что Франсина хорошо узнавала слова и произносила их, но у нее были значительно
хуже развиты арифметические навыки. Известно, что расстройства навыков счета и, возможно,
расстройства навыков письма связаны с нарушениями мозга, которые отличаются от нарушений,
связанных с расстройствами развития речи. Поиск причин возникновения расстройства невербального
научения фокусируется на ранних неврологических заболеваниях и дефектах развития, в результате
которых ухудшается функционирование мозга.
Врожденный алкогольный синдром, инсулинозависимый диабет, аутизм, последствия лучевой
терапии (при лечении различных форм рака) и некоторые врожденные болезни, а также заболевания
раннего детства и травмы связаные с расстройством невербального научения (Rourke & Del Dotto,
Hosted by uCoz