1994). Общим для всех этих заболеваний и травм, которые в конце концов приводят к данному
расстройству, является то, что они ухудшают развитие и функционирование мозга.
Социальные и психологические факторы. Расстройство развития школьных навыков часто
сопровождается эмоциональной тревожностью и другими признаками недостаточных адаптивных
способностей. Возможно, это происходит потому, что в их основе лежат одни и те же причины. Можно
говорить о частичном (до 20%) совпадении данного расстройства с синдромом гиперактивности или с
расстройством поведения (Hinshaw, 1992a), что намного ниже, чем считалось раньше. Эта степень
совпадения нарушений дает возможность предположить, что, хотя проблемы поведения и обучения
имеют некоторые общие аспекты, это, тем не менее, отчетливо выраженные отдельные расстройства
(Lyon, 1996a). Расстройство навыков чтения обычно ассоциируется с недостатками фонологической
осведомленности, в то время как синдром гиперактивности влияет на когнитивное функционирование,
связанное с вербальным заучиванием и памятью. И более того, синдром гиперактивности прямо не
соотносится с фонологической осведомленностью (F. В. Wood et al., 1991). Однако у некоторых детей с
расстройством развития школьных навыков появляются симптомы, напоминающие синдром
гиперактивности, т. е. невнимательность, неусидчивость и сверхподвижность (Boetsch et al., 1996; Purvis
& Tannock, 2000; Tirosh, Berger, Cohen-Ophir, Davidovich & Cohen, 1998).
На рис. 11.6 показаны возможные варианты связи расстройства развития школьных навыков с
проблемами поведения и внимания. Периоды развития, показанные вверху каждой части графика,
примерно соответствуют времени появления проблем обучения и поведения, которые описаны ниже.
Стадии развития ребенка:
1) Внутриутробное развитие, состояние ребенка во время родов и после рождения
2) Раннее детство
3) Средний детский возраст и подростковый возраст
А:
Нарушения раннего развития ведут к проблемам поведения, которые в свою очередь
способствуют появлению расстройства развития школьных навыков
1) - Нарушения раннего развития
-
Органическое повреждение
-
Генетические/конституционные факторы
-
Низкий уровень интеллекта и обработки информации
-
Незрелость или замедленность развития нервной системы
2) - Проблемы поведения
-
Гиперактивность
-
Невнимательность
3) - Расстройства коммуникации и расстройства развития школьных навыков
Раннее детство
-
Фонологическая обработка
-
Расстройство навыков экспрессивной речи
Средний детский возраст
-
Расстройства навыков чтения, счета и письма
(1 -> 2 -> 3)
Б:
Нарушения раннего развития ведут к проблемам в обучении, которые могут стать причиной
проблем поведения или трудностей с концентрацией внимания
1) - Нарушения раннего развития
-
Органическое повреждение
-
Генетические/конституционные факторы
-
Низкий уровень интеллекта и обработки информации
-
Незрелость или замедленность развития нервной системы
2) - Расстройства коммуникации и расстройства развития школьных навыков
-
Фонологическая обработка
-
Расстройство навыков экспрессивной речи
3) - Проблемы поведения
Детство
-
Гиперактивность
-
Невнимательность
Подростковый возраст
|