Navigation bar
  Print document Start Previous page
 419 of 537 
Next page End  

-
Агрессия
-
Асоциальное поведение
(1 -> 2 -> 3)
В: Нарушения раннего развития ведут к проблемам в обучении и в поведении, при сочетании
этих проблем со временем усугубляется одна или обе проблемы.
1) - Нарушения раннего развития
-
Органическое повреждение
-
Генетические/конституционные факторы
-
Низкий уровень интеллекта и обработки информации
-
Незрелость или замедленность развития нервной системы
2.1) - Расстройство коммуникации и расстройство развития школьных навыков
Раннее детство
-
Фонологическая обработка
-
Расстройство навыков экспрессивности речи
Средний детский возраст
-
Расстройства навыков чтения, счета и письма
2.2) - Проблемы поведения
Детство
-
Гиперактивность
-
Невнимательность
Подростковый возраст
-
Агрессия
-
Асоциальное поведение
(2.1 <-> 2.2)
(1 -> 2)
Рис. 11.6. Три варианта соотношения расстройства развития школьных навыков с проблемами
поведения.
Как мы видим в части А рис. 11.6, первый вариант показывает, что нарушения развития раннего
возраста приводят к таким проблемам поведения, как невнимательность, упрямство, деструктивность.
Это, в свою очередь, ведет к расстройству развития школьных навыков, поскольку названные выше
качества затрудняют учебный процесс. Таким образом, согласно этому варианту, раннее появление
проблем поведения, обычно ассоциируемых с синдромом гиперактивности, может помешать
дошкольникам развить необходимые для будущей учебы навыки, такие как внимание, умение слушать
и сосредоточиваться.
Часть Б рис. 11.6 показывает второй вариант. Проблемы с развитием речи в раннем возрасте и
наличие коммуникативных расстройств и расстройств развития школьных навыков становятся
причиной нарушения поведения или проявления симптомов тревожности и депрессии.
Третий вариант — это наиболее вероятное объяснение связи проблем в обучении с проблемами
поведения — можно увидеть в части В рис. 11.6. Расстройство развития школьных навыков и проблемы
поведения связаны между собой, что с течением времени способствует усугублению одной или обеих
проблем (Hinshaw, 1992 а). Согласно этому варианту, расстройство развития школьных навыков и
проблемы поведения во многих случаях коморбидны.
Однако не следует сразу же отдавать предпочтение одному из трех вариантов, который
представляется верным на первый взгляд — у разных детей сочетания проблем могут быть различными.
Как подведение итогов этого раздела предлагается модель поведенческих систем (рис. 11.7),
которая демонстрирует возможные пути взаимодействия основных физиологических, когнитивных и
психологических факторов, а также факторов, связанных с учебой и окружением, способствующих
появлению расстройства развития школьных навыков (Н. G. Taylor, 1989).
Факторы, влияющие на развитие и выраженность расстройств развития школьных навыков:
1) Когнитивно/нейропсихологические навыки
- Нарушения в области специфических навыков (т. е. речь, внимание, перцептивно-двигательные
навыки, абстрактное мышление, память)
-
Расстройство высших функций (т.е. планирование, организованность, стратегии обучения или
решения проблем)
Hosted by uCoz