Navigation bar
  Print document Start Previous page
 420 of 537 
Next page End  

2) Физиологические факторы
- История нервных расстройств
- Хронические заболевания
- Лечение
3) Психологическая адаптация/Мотивация
- Плохое поведение, неуступчивость, зависимость
- Другие проблемы поведения (например, желание устраниться от решения проблем, депрессия,
психосоматические жалобы)
- Недостаточность социальных навыков и неправильное социальное восприятие
- Низкая самооценка или упрямство
- Недостаток инициативы или настойчивости
4) Факторы окружения
- Беспомощность родительских установок
- Противоречия в воспитании ребенка
- Недостаток поддержки или одобрения ребенка
- Несоответствие между ожиданиями и возможностями ребенка
5) Школьная успеваемость/Поведение в школе
- Низкая способность к обучению
- Неумение закончить работу
- Работа, не соответствующая способностям
Рис. 11.7. Связанная с системами поведения модель основных факторов, влияющих на развитие и
выраженность расстройства развития школьных навыков.
Предупреждение нарушений и их лечение
Хотя расстройства развития школьных навыков имеют серьезные физиологические причины,
методы лечебного воздействия опираются прежде всего на образовательные и психологические
факторы. Психологическое лечение Джеймса, Франсины, Карлоса и Тима должно носить по
возможности наиболее общий характер и быть достаточно продолжительным, при этом каждая новая
задача должна разбиваться на отдельные шаги, которые несложно осилить ребенку — речь идет о
примерах, практике и обратной связи в широком смысле. Сообразуясь с необходимыми учебными
стратегиями, дети и члены их семей могут извлекать пользу из советов специалистов, целью которых
является помощь детям в развитии большего самоконтроля и выработке оптимистичного отношения к
своим способностям. Группы поддержки родителей могут также заполнить опасный вакуум между
школой и домом, обеспечивая взрослых необходимой информацией, практической помощью и
взаимопониманием.
Когда-нибудь открытия в области исследования мозга приведут к новым формам медицинского
вмешательства, но в настоящее время не существует прямого физиологического воздействия для
исправления речи, языка или способностей к обучению. Когда имеются значительные проблемы с
вниманием и умением сосредоточиться, на некоторых детей благоприятно воздействуют
стимулирующие медикаменты, которые могут на какое-то время позволить лучше контролировать свою
импульсивность (см. главу 5), хотя по-настоящему это не изменит ситуацию с проблемами в обучении.
Характерно, что схема приема подобных медикаментов всегда рассчитывается таким образом, чтобы
они наиболее активно действовали в школьные часы, когда детей учат чтению и математике (Neuwith,
1993).
Рассмотрим скоординированные планы лечебных программ для Франсины и те усилия, которые
для этого потребовались.
Франсина: Медленное, и но верное улучшение.
Чтобы помочь Франсине справиться с ее трудностями в математике и особенно с проблемами
в ее отношениях со сверстниками, мы приняли во внимание несколько факторов. Во-первых, мы
решили, что обучение должно быть в основном вербальным, и понимали, что труднее всего Франсине
будет с математикой. Ее учителя одобрительно отнеслись к решению позволить Франсине
использовать калькулятор и компьютер, для того чтобы ей было легче усвоить новые понятия. В наши
планы входило также уделить особое внимание физическому воспитанию для улучшения ее визуально-
моторной координации. Учитель математики согласился, что, если Франсина будет использовать
Hosted by uCoz