Франсиной. Простой, основанный на постепенности подход, представляется более благоприятным, чем
подход, при котором проблему стремятся решить сразу и целиком. Детям нужна также помощь, для
того чтобы научиться применять новую информацию в различных ситуациях. Индивидуализированный,
основанный на приобретении полезных навыков подход не должен быть скучным и однообразным. И на
самом деле, специалисты, занимающиеся исправлением речи и языка, умеют обеспечить детям
стимулирующее, специально организованное окружение для занятий и практической работы с языком.
Во время занимательной работы с маленьким ребенком специалист рассказывает про игрушки, а потом
просит ребенка что-то рассказать самому, используя те же самые звуки или слова. Ребенок наблюдает,
как логопед произносит звук, чувствует вибрацию его гортани, а затем он сам практикуется в
произнесении звуков перед зеркалом.
Бихевиоральные методы часто используются в программе направленного обучения, которая
обычно проходит в кумулятивной, высокоструктурированной форме (Hall, Hughes & Filbert, 2000).
Врезка 11.4 содержит пример такой программы.
Врезка 11.4
Шаги направленного бихевиорального обучения
1. Подумайте над исходными возможностями ребенка (каждого ученика).
2. В начале каждого занятия расскажите вкратце ученикам, какие цели вы перед ними ставите.
3. Новые идеи и материал подавайте маленькими порциями, при этом ученики должны
подкреплять на практике каждый сделанный шаг.
4. Все указания и объяснения должны быть ясными и подробными.
5. Все ученики должны иметь возможность достаточной практики.
6. Постоянно проверяйте, хорошо ли понимают учащиеся пройденный материал. Задавайте им
вопросы.
7. Каждый ученик должен получать помощь руководителя на начальных этапах практики.
8. Обеспечьте систематическую обратную связь и коррекцию.
9. Ясно объясните и покажите учащимся, как они должны делать упражнения за рабочим столом.
---
Поскольку, согласно этому методу, задача учителя заключается в том, чтобы делать
необходимые исправления, помогать детям закрепить полученные навыки и применять их на практике,
его часто называют «безупречным обучением». Каждая идея должна быть представлена так ясно, чтобы
ее понимание было однозначным. Каждый урок построен в соответствии с уже проверенными
образцами. Учителя работают с небольшой группой учащихся и задают им по 10-12 вопросов в минуту.
Убедительный пример этого можно видеть во врезке 11.5.
Врезка 11.5
Образец учебного плана из программы направленного обучения: учимся думать
Упражнение 1: Сравнения
Первая задача на обдумывание сегодня это задача сравнения.
1. Сегодня мы будем сравнивать, как двигаются разные животные. Что мы будем сравнивать?
Сигнал к ответу: Как двигаются животные. Повторяйте вопрос-ответ, пока ответ не будет твердым.
2. Животные, о которых мы будем говорить, это сокол и кит. О каких животных мы будем
говорить? Сигнал: О соколе и о ките.
3. Назовите первое животное. Сигнал: Сокол. Да, сокол. Как он двигается? Сигнал: Он летает.
Да, он летает. Повторяйте это, пока ответ не будет уверенным.
4. Итак, эта первая часть нашего сравнения: сокол летает. Какая первая часть сравнения? Сигнал:
Сокол летает. Да, сокол летает. Повторяйте, пока ответ не будет уверенным.
5. В первой части нашего сравнения мы сказали, как двигается одно животное. Итак, в
следующей части должно быть сказано, как двигается другое животное.
6. Вы сказали, как двигается сокол. Теперь мы поговорим о ките. О каком животном мы будем
говорить? Сигнал: О ките. Как передвигается это животное? Сигнал: Оно плавает. Да, оно плавает.
7. Итак, вот и вторая часть сравнения. Кит плавает. Какая вторая часть сравнения? Сигнал: Кит
плавает. Да, кит плавает.
|