периоды глубокого сна медленной волны. Уровни дельтовидного сна снижаются между 3 и 6 годами
(когда ребенок перестает спать днем) и постепенно уменьшаются к школьным годам, к юности и далее
ко взрослому состоянию (Dahl, 1996).
После постепенных стадий сна с медленными движениями глаз дети и взрослые переходят в
стадию с быстрыми движениями глаз. Если вы наблюдаете за спящим ребенком (или с этой же целью за
кошкой), то в конце концов увидите, как подергиваются веки и глаза начинают быстро двигаться. В это
время мозг активен, а тело нет, в противоположность сну с медленными движениями глаз, когда мозг
относительно инертен, а тело активно. Считается, что сон с быстрыми движениями глаз обеспечивает
восстановление мозга, что позволяет классифицировать новую информацию и сохранять ее в памяти
(Sheldon & Jacobsen, 1998). Если человек лишен сна с быстрыми движениями глаз, мозг будет пытаться
компенсировать это, входя в нужную фазу более часто и быстро в течение нескольких следующих
ночей. Поскольку основное время сна с быстрыми движениями глаз приходится на вторую половину
ночи, расстройства, связанные с этой фазой, например ночные кошмары, более часто проявляются в
ранние часы.
Возрастные изменения. Наши паттерны сна и потребность в отдыхе разительно меняются в
течение первых нескольких лет жизни, постепенно превращаясь с возрастом в устойчивые привычки
(Mindell, Owens & Carskadon, 1999). Новорожденные спят 16-17 часов в сутки, а годовалому ребенку
хватает примерно 13 часов, включая 1-2 часа дневного сна (Anders & Eiben, 1997). Эти возрастные
изменения
частично объясняют, почему проблемы сна у младенцев и маленьких детей отличаются от
проблем подростков, юношей и взрослых. У младенцев и детей, начинающих ходить, чаще встречаются
ночные пробуждения, у дошкольников трудности с засыпанием, младших школьников невозможно
уложить в постель. У юношей и взрослых проблемы обычно связаны с трудностями засыпания
(инсомнии) и недостаточной продолжительностью сна (Anders, Halpern & Hua, 1992; Sadeh, Raviv &
Gruber, 2000).
Возрастные изменения влияют также на схему сна и на то, как долго индивид пребывает в
каждой фазе сна, особенно в юности. После наступления половой зрелости слегка увеличивается
продолжительность сна с быстрыми движениями глаз, а время дельтовидного сна (стадии III и IV)
значительно сокращается (Dahl, 1996). В то же время подростки чаще в течение дня хотят спать, даже
если они спят не меньше, чем до половой зрелости (Mindell et al., 1999). Хотя у подростков повышенная
физиологическая потребность в сне, многие из них спят значительно меньше, чем раньше. Это приводит
к хроническому недосыпанию, а также к различным нарушениям сна, которые проявляются в течение
дня: усталость, раздражительность, эмоциональная неустойчивость, неспособность сосредоточиться и
засыпание на уроках (Wolfson & Carskadon, 1998). Это крайность? Не будите спящих подростков им
необходимо отоспаться.
<В разных культурах различный взгляд на то, где дети должны спать ночью в комнате
родителей (слева) или отдельно в своей кроватке.>
Влияние ситуации и культуры
[Быть] добросовестным родителем... это ответственность, которую большинство из нас, включая
и меня, стараются избежать, так как это очень трудно.
Джон Леннон
К тому времени, когда маленький ребенок устает, родители обычно полностью измотаны,
порядок укладывания его в постель может быть нарушен. Младенцы, которые начинают ночной сон не
в своей кроватке, чаще просыпаются и среди ночи требуют повторения ритуала укладывания, тогда как
дети, засыпающие в своих кроватках, если и просыпаются ночью, то засыпают сами (Anders et al, 1992).
Перед родителями стоит нелегкая задача создать и соблюдать порядок отхода ко сну, несмотря на
занятость, болезнь ребенка или частичную опеку. Успешное соблюдение принятого распорядка
является сильным защитным фактором от проблем, связанных со сном, которые могут сохраниться на
многие годы.
Влияние культуры и возможности родителей тоже играют значительную роль в образовании
паттернов сна у детей.
Сравните бытовые условия Запада и Северной Америки, которые позволяют младенцам спать в
собственных кроватях и желательно в отдельной комнате, с культурами некоторых стран Востока и
Южной Америки, где принято, чтобы маленькие дети проводили первые годы жизни в комнате и
|