(Horne, 1993). Если при депривации сна у детей и подростков появляется головокружение, слабоумие
или импульсивное поведение это значит, что ослаблены функции префронтального участка коры
головного мозга. Как отмечалось в предыдущих главах, этот участок является исполнительно-
контролирующим центром мозга, отвечающим за передачу эмоциональных сигналов и принятие
ответных решений. Поэтому ухудшение работы этого участка вызывает снижение концентрации и
торможения или контроля и проявляется в основных побуждениях и эмоциях. Расположение
префронтального участка коры головного мозга дает ему возможность объединять мысли (основные
функции коры) с эмоциями (наиболее важными функциями центральной нервной системы). Если
индивид лишен сна или у него какие-либо другие нарушения, то первыми поражаются те функции,
которые выполняют сложные, срочные задачи, требующие быстрого и точного ввода интегрированного
когнитивного, эмоционального и социального сигнала (Dahl, 1996). Спросите у любого родителя или
педагога, и они могут вам сказать, что невыспавшиеся дети на следующее утро хуже контролируют
эмоции; они более раздражены, импульсивны, рассеянны, эмоционально неустойчивы, что проявляется
во внезапном переходе от смеха к слезам. Эти симптомы легко спутать с симптомами, характерными
для гиперкинетического расстройства и синдрома дефицита внимания, хотя расстройства сна через день
или два проходят сами по себе (Dahl et al, 1991).
Физиология сна тесно связана с развитием ребенка и подчеркивает решающую роль сна в
балансе восстановления. Считается, что особые фазы сна осуществляют активное расцепление или
разъединение нейроповеденческих систем (Dahl, 1996). В действительности некоторые участки
центральной нервной системы нуждаются в отдыхе. Представьте, что ваша нервная система должна
поддерживать активную тесную связь, которая достигается при помощи электрических сигналов, в
течение всего времени бодрствования. Как мы узнали из обсуждения расстройств научения (см. главу
11), эти сигналы требуют, чтобы мы соблюдали строго определенное время и частоту при их подаче.
Специалист по изучению проблем сна Р. Е. Даль (R. Е. Dahl) описывает процесс расцепления
систем, сравнивая роль сна с настройкой музыкальных инструментов в большом оркестре: нельзя
настраивать инструмент, пока на нем продолжают играть, и он как бы «сцеплен» с другими
инструментами оркестра. Подобно этому элементы центральной нервной системы могут нуждаться во
временном расцеплении или разъединении с другими системами для
проверки и перенастройки.
Подобное расцепление может быть особенно опасным для детей. В период роста области мозга быстро
видоизменяются и у них появляются специфические функции и типы внутренней связи с центральной
нервной системой (P. Levitt, 1995), которые требуют значительной модификации и перенастройки. По
музыкальной аналогии Даля, новый инструмент требует настройки чаще, чем сломанный.
Нормальные фазы сна
У детей, как и у взрослых, уровни активности и внимания в течение дня проходят через
регулярные циклы. Иногда дети активны и настороженны, в другое время они отключаются и
становятся невнимательными. Во время сна этот цикл активности мозга, который можно назвать
построением сна, продолжается и переходит от сна с быстрыми движениями глаз ко сну с медленными
движениями глаз. Во время сна с быстрыми движениями глаз активность мозга высока и вдобавок
сопровождается возбуждением вегетативной нервной системы и снижением мышечного тонуса. Во
время этой стадии мы обычно видим сны, поэтому сон с быстрыми движениями глаз часто называют
сном со сновидениями. Во время этой фазы сна сновидения кажутся реальными, и мозг отвечает на
возникающие образы эмоциональными и физиологическими реакциями, как будто все происходит на
самом деле, хотя тело остается неподвижным и безучастным.
Во время фазы сна с медленными движениями глаз мозговые процессы протекают относительно
медленно и синхронизированно, что сопровождается спокойным и ритмичным пульсом и дыханием, а
также стабильным мышечным тонусом (Anders et al., 2000).
Фаза сна с медленными движениями глаз подразделяется на четыре стадии на основании типов
электрической волны мозга, измеряемой при помощи электроэнцефалографа. Эти стадии
приблизительно соответствуют тому, насколько глубоким является сон. У детей старше 1 года
нормальный ночной сон начинается с I-й стадии с медленными движениями глаз. Постепенно сон
становится более глубоким, переходя ко II-й, III-й и IV-й стадиям (этот сон также называют
дельтовидным сном, или сном медленной волны), ребенок не отвечает на внешние стимулы и его
трудно разбудить. При таком сне сновидений не бывает. Когда ребенок просыпается после сна
медленной волны, он нетвердо стоит на ногах и дезориентирован. Для детей характерны длительные
|