Navigation bar
  Print document Start Previous page
 430 of 537 
Next page End  

симптомами первоначального отклонения от нормы. Однако взаимоотношения между проблемами сна
и психологической адаптацией не являются косвенными.
Нарушения сна сами могут вызывать у детей и подростков эмоциональные и поведенческие
проблемы, но также они могут быть непосредственно вызваны каким-либо психологическим
расстройством. В некоторых случаях проблемы сна являются результатом влияния какого-то важного
фактора, который является общим и для других расстройств. Вспомните главу о тревожности, в которой
мы рассматривали, как проблемы, связанные с возбуждением мозга и регуляторных систем, могут
вызвать повышенную тревожность. События, вызывающие стресс, особенно те, которые угрожают
безопасности ребенка, — война, стихийные бедствия и жестокое обращение — повышают возбудимость
и влияют на нормальные параметры сна (Sadeh, Raviv & Gruber, 2000). Короче говоря, расстройства сна
могут вызвать другие психологические проблемы или сами могут быть результатом других расстройств
и условий.
Расстройства сна имеют важное значение для детской психопатологии, так как бывают похожи
на симптомы тяжелых расстройств или усиливают их (Dahl, Pelham & Weirson, 1991).
Каждому знакома связь эмоций и сна. Недостаток сна связан с возбуждением, импульсивностью
и дефицитом внимания. Почти каждое заболевание ребенка родители считают результатом
переутомления и, естественно, допускают, что эмоциональные нарушения лежат в основе временных
нарушений сна у ребенка или подростка. Нарушить сон, например, могут первые любовные
переживания или ожидание волнующего события. В дополнение к этому тревожное
расстройство,
связанное со страхом разлуки, боязнь «чудовищ» могут вызвать ночные пробуждения и кошмары или
страх засыпания.
Временные проблемы со сном являются нормальным явлением и обычно смягчаются или
исчезают, когда ослабевает стресс, обеспечивается безопасность, когда ребенка разубеждают в его
страхах или заставляют перебороть себя (Muris, Merckelbach, Gadet & Moulaert, 2000).
Эмоциональное беспокойство может вызвать временные нарушения сна и внести изменения в
привычный ритм жизни. Нарушенный или недостаточный сон может расстроить регулирование
эмоциональных процессов и механизм внимания. Наличие связи между нарушением сна и
эмоциональными расстройствами объясняет, почему проблемы сна являются общими симптомами,
характерными для многих других расстройств, рассматриваемых в данной главе.
Однако до последнего времени расстройства сна у детей практически не исследовались, а
методики оценки и лечения не отличались от применяемых при лечении взрослых. К счастью, в
настоящее время в рамках бихевиоральных подходов проводятся исследования, которые помогут
родителям более легко справляться с определенными проблемами сна, которые испытывают дети
разного возраста.
Регулирующие функции сна
Мы склонны думать, что сон — это время, когда ничего не происходит — «свет включен, а дома
никого нет». Отсутствие активности и почти полная потеря сознания создают впечатление, что сон мало
подходит для регулирования психологических процессов, таких как внимание, возбуждение, эмоции и
поведение. Почему мозгу, особенно развивающемуся, требуются длительные периоды относительной
бездеятельности?
В противоположность обычному представлению о том, что сон является просто отдыхом,
пришло понимание того, что сон, возбуждение, аффект и внимание тесно переплетены с динамической
системой регуляции (Dahl, 1996). Когда центральная нервная система усиливает реакцию в ответ на
возможную опасность, регуляторная система должна сразу восстановиться и обеспечить баланс между
сном и пробуждением. Интересно узнать, как система меняется в связи с развитием. В период
младенчества равновесие склоняется в сторону сна, так как за безопасностью и обеспечением
потребностей бдительно следят заботящиеся о ребенке лица. Взрослея, дети учатся сами заботиться о
себе, более настороженно и внимательно относиться к опасности. Постепенно соотношение между сном
и бодрствованием склоняется в пользу последнего. Это время необходимо для адаптации, а
динамические паттерны сна помогают вновь восстановить баланс.
Большинство студентов страдают бессонницей или различными нарушениями сна, потому что
ночь напролет просиживают за учебниками перед началом сессии, а в другое время веселятся на
вечеринках, иногда заканчивающихся под утро. Поэтому, возможно, вам уже понятна та важная роль,
которую выполняет сон при регуляции состояний эмоционального возбуждения и восстановления
Hosted by uCoz