социальных проблемах Северной Америки из-за того, что его советы о приучении младенцев к туалету
и о дисциплине для малышей считались слишком мягкими. Однако Спок все разъяснил своим
высказыванием: «У ребенка есть возможности, а родители должны ими руководить!» (1955).
Основной интерес детской психологии заключался в том, чтобы выяснить, как дети
приспосабливаются к сложным жизненным ситуациям, стрессорам, связанным с развитием, и к
проблемам, возникающим в связи с хроническими заболеваниями, которые влияют на их физическое
состояние и благополучие. Мы начали с обсуждения проблем, вызванных нарушениями сна,
задержались на обсуждении того, как важен полноценный сон для психологического и физического
развития и регуляции работы организма с самого рождения ребенка. Далее мы обсуждали проблемы
физиологических отправлений и
хронических заболеваний у детей и подростков области
исследования, в которых за последние годы достигнуты значительные результаты, помогающие детям
преодолеть или приспособиться к определенному образу жизни. Главными темами данной главы
является изучение того, как отклонения, связанные со здоровьем, действуют на психологическое
состояние детей и подростков, и как дети и их семьи приспосабливаются в ответ на это.
Итоги раздела
- В течение длительного времени неправильно понятые физические симптомы ошибочно
относились к психологическим причинам.
- В настоящее время детские психологи изучают, как детские проблемы, связанные со здоровьем,
влияют на психологическое состояние детей, и как они и их семьи приспосабливаются в ответ на это.
Расстройства сна
У всех людей время от времени случаются проблемы со сном. Обычно они несерьезны и не
влияют на деятельность человека в течение следующего дня, но иногда могут сильно подорвать
здоровье и благополучие. Многие родители, братья и сестры, делящие спальню с ребенком,
страдающим расстройством сна, могут подтвердить, что подобные проблемы влияют и на них.
Нежелание вовремя ложиться спать, трудности засыпания, ночные хождения, утренние пробуждения,
усталость все это является основной заботой и жалобами родителей детей младшего возраста (Blader,
Koplewicz, Abikoff & Foley, 1997).
Считается, что сон является основной деятельностью мозга в первые годы жизни ребенка. За
первые два года малыш, в среднем, спит почти 10 000 часов (около 14 месяцев) и примерно 7 500 часов
(около 10 месяцев) бодрствует (Anders, Goodlin-Jones & Sadeh, 2000). За это время мозг ребенка
достигает 90% от размера мозга взрослого человека, и маленькому человечку становятся доступными
сложности познавательного процесса, языка, осознания самого себя, социоэмоционального развития и
физического умения (Cicchetti & Beeghly, 1990; Dahl, 1996). При этом большую часть времени ребенок
спал.
Постепенно, примерно к 5-ти годам, соотношение между сном и бодрствованием уравнивается.
Но и ко времени поступления в школу дети еще уделяют больше времени сну, чем социальному
общению, знакомству с окружающей средой, еде и другим видам деятельности. Почему эволюция
предпочла сон другим важным видам активности? Не выгоднее бы
было для нас больше времени
тратить на изучение языков, приобретение знаний и адаптацию к жизни в обществе? По-видимому, сон
играет важную роль в развитии мозга и регуляции деятельности организма (Dahl, 1996). Подобное
значение сна объясняет, почему его расстройства влияют на физическое и психическое здоровье и
благополучие, а также почему они представляют большой интерес для детской психопатологии.
Возможно, вы обратили внимание на то, как проблемы сна взаимосвязаны с другими
расстройствами, включая гиперкинетическое расстройство и дефицит внимания (Corkum, Moldofsky,
Hogg-Johnson, Humphries & Tannock, 1999;
Gruber, Sadeh & Raviv, 2000), депрессию и тревожность
(Johnson, Chilcoat, Breslau, 2000), аутизм (Richdale, 1999) и проблемы поведения (Lavigne et al., 1999). В
этой связи возникает важный вопрос: служат ли нарушения сна причиной других проблем или сами
являются результатом каких-либо расстройств? Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять, как
проблемы сна связаны с психологическим состоянием индивида. Поскольку мы привыкли считать, что
нарушения сна возникают от определенных стрессоров, таких как предстоящие экзамены или
выяснение отношений, мы склонны думать, что подобные трудности являются вторичными
|