Navigation bar
  Print document Start Previous page
 428 of 537 
Next page End  

со здоровьем, получил значительное развитие. Этому предшествовала длинная история. Еще греческие
философы считали, что боль и болезнь связаны с нарушением в теле баланса основных элементов: огня,
воздуха, воды и земли, в других древних культурах особое внимание обращалось на взаимосвязь духа и
тела. В эпоху средневековья эти знания лекарями не использовались, потому что в то время физические
и психические болезни считались дьявольским наваждением, и больных казнили или просто оставляли
умирать.
Взаимоотношение эмоционального и физического состояния не вызывало научного интереса до
тех пор, пока в конце XIX в. Шарко (Charcot) и Фрейд (Freud) не выдвинули своих теорий сущности
истерии и конверсионного расстройства. Психодинамическая теория и открытия современной
медицины в начале XX в. часто противоречили друг другу, что выражалось в дебатах по поводу
двойственности отношений душа—тело (L. G. Siegel, Smith & Wood, 1991).
Результатом дальнейшего развития теории было появление нового разграничения между
расстройствами, вызванными физическими факторами, и расстройствами, связанными с
эмоциональными или психологическими причинами (Harbeck-Weber & Peterson, 1996). Болезни,
которые возникают из-за сложных жизненных ситуаций или на которые влияют психологические и
социальные факторы, были классифицированы как психосоматические, а позднее как
психофизиологические расстройства, что означало воздействие психологических факторов на
соматические функции.
Эти термины больше не употребляются, поскольку они ошибочно обозначали, что болезненные
симптомы индивида вызывались исключительно психическими проблемами, особенно в тех случаях,
когда нельзя было найти этому никакого медицинского подтверждения.
Всего 50 лет тому назад основное внимание медиков было справедливо приковано к острым
инфекционным заболеваниям, таким как оспа, туберкулез, дифтерия и тиф, которые уносили жизнь
каждого четвертого ребенка в возрасте до девяти лет (Pollock, 1987). Эта сухая, бесстрастная статистика
вызывала сомнения в искренней озабоченности наших предков высокой детской смертностью.
Некоторые историки считают, что одной из причин ранней смерти детей в начале XIX в. было
недостаточное внимание со стороны родителей и общества в целом (Garrison & McQuinston, 1989).
Трудно представить подобное в современном западном обществе, хотя в некоторых странах
детская смертность все еще очень высока.
Проблемы, которые рассматриваются в этой главе, — расстройства сна, энурез, энкопрез и
хронические болезни — являются хорошим примером того, как недостаточно изученные физические
симптомы могут быть неправильно отнесены на счет психологических причин. Более того, стремление
полагаться на модное лечение или на непроверенную народную мудрость, а не на научные открытия,
может рассматриваться следующим поколением как неразумное, а иногда и опасное.
Например, рассмотрим проблемы детского сна и недержания. Веками эти не такие уж и редкие
заболевания несправедливо приписывались врожденному детскому упрямству и лени. Общественное
мнение менялось от сурового до снисходительного, и было похоже на реакцию, которую вызывала
умственная отсталость. К XX в. медицинская точка зрения и общественное мнение сходились на том,
что энурез, как и детская мастурбация, потенциально указывает на эмоциональное и поведенческое
расстройство. Вначале психодинамическая теория, завоевывая популярность, выдвигала
предположение, что трудности детей с туалетом отражают конфликты в подсознании, которые, если их
не контролировать, могут превратиться в устойчивые формы поведения, причиняющие неудобства.
Основаниями для конфликта могут послужить отсутствие родительской любви, боязнь разлуки, чувство
вины из-за испачканной одежды, особые желания при беременности, реакция на семейные проблемы, а
также травмирующее разлучение с матерью в период между оральной и анальной стадией
психосексуального развития (Fielding & Doleys, 1988).
К 1920-м годам «Бюллетень ухода за ребенком» (Infant Care Bulletin), официальное издание
Детского бюро США, выражал жесткую позицию общества относительно проблем детского развития.
Журнал советовал родителям заставлять детей освобождать кишечник в строго определенное время и
завершать приучение ребенка к горшку не позднее восьми месяцев. Если младенец не справлялся с
поставленной задачей, освобождение кишечника вызывалось при помощи вставленного в прямую
кишку кусочка мыла (Aschenbach, 1982).
К счастью, к 40-м годам эта установка была заменена более естественным, учитывающим
развитие подходом, который позволял развивающемуся организму диктовать, когда родители могут
начать приучение к туалету в период между 12 и 30 месяцами жизни ребенка. Эта тема вновь возникла в
бурлящие 60-е годы, когда детского врача Бенджамина Спока (Benjamin Spock) обвиняли во многих
Hosted by uCoz