со здоровьем, получил значительное развитие. Этому предшествовала длинная история. Еще греческие
философы считали, что боль и болезнь связаны с нарушением в теле баланса основных элементов: огня,
воздуха, воды и земли, в других древних культурах особое внимание обращалось на взаимосвязь духа и
тела. В эпоху средневековья эти знания лекарями не использовались, потому что в то время физические
и психические болезни считались дьявольским наваждением, и больных казнили или просто оставляли
умирать.
Взаимоотношение эмоционального и физического состояния не вызывало научного интереса до
тех пор, пока в конце XIX в. Шарко (Charcot) и Фрейд (Freud) не выдвинули своих теорий сущности
истерии и конверсионного расстройства. Психодинамическая теория и открытия современной
медицины в начале XX в. часто противоречили друг другу, что выражалось в дебатах по поводу
двойственности отношений душатело (L. G. Siegel, Smith & Wood, 1991).
Результатом дальнейшего развития теории было появление нового разграничения между
расстройствами, вызванными физическими факторами, и расстройствами, связанными с
эмоциональными или психологическими причинами (Harbeck-Weber & Peterson, 1996). Болезни,
которые возникают из-за сложных жизненных ситуаций или на которые влияют психологические и
социальные факторы, были классифицированы как психосоматические, а позднее как
психофизиологические расстройства, что означало воздействие психологических факторов на
соматические функции.
Эти термины больше не употребляются, поскольку они ошибочно обозначали, что болезненные
симптомы индивида вызывались исключительно психическими проблемами, особенно в тех случаях,
когда нельзя было найти этому никакого медицинского подтверждения.
Всего 50 лет тому назад основное внимание медиков было справедливо приковано к острым
инфекционным заболеваниям, таким как оспа, туберкулез, дифтерия и тиф, которые уносили жизнь
каждого четвертого ребенка в возрасте до девяти лет (Pollock, 1987). Эта сухая, бесстрастная статистика
вызывала сомнения в искренней озабоченности наших предков высокой детской смертностью.
Некоторые историки считают, что одной из причин ранней смерти детей в начале XIX в. было
недостаточное внимание со стороны родителей и общества в целом (Garrison & McQuinston, 1989).
Трудно представить подобное в современном западном обществе, хотя в некоторых странах
детская смертность все еще очень высока.
Проблемы, которые рассматриваются в этой главе, расстройства сна, энурез, энкопрез и
хронические болезни являются хорошим примером того, как недостаточно изученные физические
симптомы могут быть неправильно отнесены на счет психологических причин. Более того, стремление
полагаться на модное лечение или на непроверенную народную мудрость, а не на научные открытия,
может рассматриваться следующим поколением как неразумное, а иногда и опасное.
Например, рассмотрим проблемы детского сна и недержания. Веками эти не такие уж и редкие
заболевания несправедливо приписывались врожденному детскому упрямству и лени. Общественное
мнение менялось от сурового до снисходительного, и было похоже на реакцию, которую вызывала
умственная отсталость. К XX в. медицинская точка зрения и общественное мнение сходились на том,
что энурез, как и детская мастурбация, потенциально указывает на эмоциональное и поведенческое
расстройство. Вначале психодинамическая теория, завоевывая популярность, выдвигала
предположение, что трудности детей с туалетом отражают конфликты в подсознании, которые, если их
не контролировать, могут превратиться в устойчивые формы поведения, причиняющие неудобства.
Основаниями для конфликта могут послужить отсутствие родительской любви, боязнь разлуки, чувство
вины из-за испачканной одежды, особые желания при беременности, реакция на семейные проблемы, а
также травмирующее разлучение с матерью в период между оральной и анальной стадией
психосексуального развития (Fielding & Doleys, 1988).
К 1920-м годам «Бюллетень ухода за ребенком» (Infant Care Bulletin), официальное издание
Детского бюро США, выражал жесткую позицию общества относительно проблем детского развития.
Журнал советовал родителям заставлять детей освобождать кишечник в строго определенное время и
завершать приучение ребенка к горшку не позднее восьми месяцев. Если младенец не справлялся с
поставленной задачей, освобождение кишечника вызывалось при помощи вставленного в прямую
кишку кусочка мыла (Aschenbach, 1982).
К счастью, к 40-м годам эта установка была заменена более естественным, учитывающим
развитие подходом, который позволял развивающемуся организму диктовать, когда родители могут
начать приучение к туалету в период между 12 и 30 месяцами жизни ребенка. Эта тема вновь возникла в
бурлящие 60-е годы, когда детского врача Бенджамина Спока (Benjamin Spock) обвиняли во многих
|