и концепцией. На рис. 12.2 изображена модель трансакционального стресса и приспособления,
разработанная Томпсоном и коллегами (R. J. Thompson, Gil, Burbach, Keith & Kinney, 1993; R. J.
Tompson, Gustafson, George & Spock, 1994), которая показывает, что на детскую адаптацию к
хроническим болезням влияет не только природа самой болезни, но личные и семейные возможности.
Эта модель помогает осмыслить сложный процесс, который формирует исход болезни. Модель
трансакционального стресса и приспособления подчеркивает стрессовую природу хронической болезни,
которая вынуждает ребенка и членов семьи приспосабливаться к новому образу жизни. То, как они
проведут период адаптации, является ключевым фактором исхода болезни ребенка. Параметры болезни
заключают в себе ее тип и тяжесть, включая видимые физические недостатки и ухудшение состояния
(MacLean, Perrin, Gortmaker & Pierre, 1992; Mulhern, Carpentieri, Shema, Stone & Fairclough, 1993).
Демографические параметры включают пол, возраст и социально-экономический статус, который
может усиливать болезнь. По модели предполагается, что важные процессы, связанные с ребенком и
семьей, помимо самой болезни и демографических факторов, влияют на взаимосвязь болезньисход
болезни. Важными психологическими посредниками являются адаптация родителей, адаптация ребенка
и их взаимосвязь, что будет рассмотрено дальше.
Рис. 12.2. Модель трансакционального стресса и приспособления ребенка к хронической болезни
(адаптировано из R. J. Thompson et al, 1994).
Параметры болезни. Можно предположить, что психологическая адаптация ребенка
различается, как и функция его болезненного состояния. У некоторых болезней неопределенный
процесс развития, другие имеют прямое тяжелое воздействие на повседневную деятельность,
одновременно вызывая стресс. Различные хронические заболевания имеют общие черты, поэтому
желательнее изучать детскую адаптацию в плане измерений, связанных с болезнью, или параметров,
чем относительно определенной болезни. При различных заболеваниях общими являются показатели,
до какой степени болезнь (R. J. Thompson & Gustafson, 1996.):
- видна другим людям или вызывает физическую ущербность;
- тяжелая и угрожает жизни;
- имеет ухудшающийся или фатальный прогноз по сравнению со стабильным и улучшающимся;
- требует тяжелых или болезненных процедур;
- влияет на функциональный статус ребенка, ухудшая физические и когнитивные способности,
что мешает выполнению повседневных задач.
Дети с хроническими заболеваниями сталкиваются с трудностями по каждому из названных
пунктов, что может соответственно влиять на их адаптацию. Наиболее значительную роль при
адаптации ребенка играют следующие параметры болезни: тяжесть заболевания, прогноз и
функциональный статус, которые выявляются во всех болезненных состояниях (Lavigne & Faier-
Routman, 1993). Функциональный статус оказывается особенно важным в плане когнитивных
ухудшений при таких заболеваниях, которые затрагивают мозг и центральную нервную систему.
Личные характеристики. Хронические болезненные состояния требуют, чтобы дети и члены их
семей старались справиться со значительным стрессом и неопределенностью. Какие черты характера и
возможности ребенка могли бы способствовать успешной адаптации? Рассмотрим это с точки зрения
пола ребенка: у мальчиков с хроническими болезнями проблем с адаптацией в целом больше, чем у
|