используют активные способы преодоления стресса и проблем, и которые от своей семьи получают
больше поддержки, чем конфликтуют с ней, чаще сами показывают нормальный уровень адаптации (R.
J. Thompson & Gustafson, 1996). Мы часто находим подобную связь несмотря на обстоятельства. Когда
не затронуты
материнские способности, меньше страдает до этого налаженный быт ребенка и семьи.
Это иллюстрирует взаимосвязь между детской адаптацией и родительским стрессом и расстроенностью
хорошая адаптация родителей соответствует хорошей адаптации ребенка, и наоборот (Banez &
Compas, 1990). (В большинстве исследований рассматривается лишь роль матери при детской
адаптации, но особое влияние, которое оказывают на детей отцы в их борьбе с хроническими
болезнями, тоже может оказаться заметным.) Таким образом, адаптация родителей является одним из
основных коррелятов при адаптации детей с хроническими заболеваниями.
Социальная адаптация и учеба в школе. Адаптация детей к хроническим заболеваниям
отражается не только на психологических нарушениях, но и на развитии, а именно на социальной
адаптации, на отношениях со сверстниками и учебе в школе. Так как хронические заболевания
нарушают повседневную жизнь, что, в свою очередь, мешает социальному общению (La Greca &
Thompson, 1998), то дети с тяжелыми разрушающими болезнями чаще испытывают затруднения со
стороны социальной адаптации (Graetz & Schute, 1995).
Давайте рассмотрим отношения больного раком ребенка со своими сверстниками. Чен объяснял,
что другие дети не понимали, почему он не мог присоединиться к ним и вести себя так же, как они
для них он выглядел нормальным, а поэтому должен был вести себя нормально. Негативные реакции
или реакции, основанные на неверной информации со стороны сверстников или кого-либо, к
сожалению, оставляют след в жизни детей с хроническими заболеваниями. В одном из исследований
детей, больных раком, проведенном по методу лонгитюда, сообщалось, что учителя воспринимали
наблюдаемых подростков менее социально активными, не стремящимися к лидерству и более
социально изолированными и отторгнутыми по сравнению с их сверстниками (Noll, Bukowski, Rogosch,
LeRoy & Kulkarni, 1990; Noll, LeRoy, Bukowski, Rogosch & Kulkarni, 1991). Подобные проблемы с
социальной адаптацией выявляются и у тех детей, болезнь которых прежде всего поражает
центральную нервную систему, такие болезни, как церебральный паралич, врожденная расщелина
позвоночника или опухоли мозга, эти расстройства воздействуют на когнитивные способности,
например на социальное суждение (Mulhern et al., 1999). Адаптация к школе и учебе это еще одна
область, где детям и подросткам с хроническими заболеваниями грозят трудности. У этих трудностей
есть два источника: основной источник это влияние болезни или ее лечения, а вторичный
последствия болезни, такие как усталость, пропуски занятий (абсентеизм) или психологический стресс
(R. J. Thompson & Gustafson, 1996). Основное влияние болезни на учебу в школе наиболее заметно у
детей, болезнь которых связана с мозгом, и которые проходят тяжелые курсы лечения, наносящие
серьезный урон центральной нервной системе, особенно у маленьких детей (Brown, Sawyer, Antoniou,
Toogood & Rice, 1999).
Наиболее часто нейрокогнитивное влияние отражается на невербальных способностях и на
функциях концентрации (Mulhern et al., 1999). Влияние распространяется и на краткосрочную память,
скорость развития, визуально-моторную координацию, способность соблюдать последовательность
(Cousens, Ungerer, Crawford & Stevens, 1991). Поэтому около половины детей с болезнями мозга
направляются в специальные учебные заведения и не посещают школу. И, наоборот, дети с
физическими болезнями, не связанными с мозгом, посещают обычные учебные заведения, однако у них
остаются проблемы с чтением, которые могут оказаться косвенным воздействием хронической болезни
и пропусков занятий в школе (Caldman et al., 1987; Gortmaker et al., 1990.)
Как адаптируются дети: Биопсихосоциальная модель
Мы рассмотрели трудности адаптации детей с хроническими заболеваниями в общих чертах, но
знаем, что болезнь каждого ребенка и каждая ситуация в семье имеют свои особенности.
Некоторые дети, как Аманда и Чен, имеют нормальную семью с адекватными возможностями,
но у других этого может и не быть. Многочисленные события влияют на адаптацию ребенка к
хронической болезни; но ни один фактор не может объяснить, почему некоторые дети более легко
приспосабливаются, чем другие.
Как можем мы судить о многочисленных факторах, влияющих на детскую адаптацию? Когда
однофакторная теория не в состоянии что-либо объяснить, исследователи часто разрабатывают
многофакторные теории, которые связывают различные важные варианты в соответствии со значением
|