связанные с длительной болезнью и курсами лечения, чем психические расстройства (Eiser et al., 2000),
по сравнению с теми проблемами адаптации, с, которыми сталкиваются дети с умственной отсталостью
или дети, которые испытывают насилие или небрежное отношение. Большинство детей с хроническими
заболеваниями способны восстановить при стрессе, связанном с их состоянием, и духовные, и
физические силы, поэтому следует быть крайне осторожными при употреблении психиатрических
ярлыков и описаний, которые не способны правильно уловить содержание и природу обстоятельств, в
которых находятся дети.
Влияние на членов семьи. В области психологии детского здоровья фокус интереса явно
сместился в строну важной роли семейной активности при адаптации детей с хроническими
заболеваниями. Болезнь ребенка может привести к сплочению и поддержке семьи, как мы видели на
примерах семей Аманды и Чена, или к кризису семьи и ее распаду. Когда родители пытаются осознать и
справиться с известием о диагнозе ребенка, в это время они уже должны начать понимать, что их
ребенок может навсегда стать не таким, как другие дети. Как они прореагируют и примут эту
реальность, в большой степени определяет то, как их ребенок и другие дети в семье будут реагировать и
адаптироваться. У родителей, которым не удалось справиться с кризисом, скорее могут возникнуть
трудности с близостью отношений с ребенком и влиянием на него (S. Goldberg, Gotowiec & Simmons,
1995; Sheeran, Marvin & Pianta, 1997), что может в дальнейшем осложнять стрессовую природу болезни
ребенка.
Знание того, что у ребенка болезнь, угрожающая его жизни, наносит травму и вызывает стресс у
всех членов семьи, что определяется как травматическое явление, которое может ускорить
посттравматическое стрессовое расстройство (АРА, 2000). Мать, ребенок которой родился с
хронической болезнью, так описывает свою первую реакцию:
Я чувствовала себя так, будто пыталась удержаться на плоту во время ужасного шторма. Я
не понимала, где находилась, куда плыла, или какая волна в следующий раз разобьется о мою голову.
Большую часть времени я просто крепко держалась. Я поняла, что крепко держаться это и есть
ключ к выживанию (Medvescek, 1997, стр. 67).
Многие родители детей с хроническими заболеваниями сообщают, что у них вновь всплывают
страхи и возвращаются воспоминания всякий раз даже тогда, когда ребенок заболевает простудой или
гриппом. Примерно 10% матерей и отцов страдают от симптомов посттравматического стрессового
расстройства, этот процент можно сравнить с количественным проявлением других травматических
расстройств (Kazak et al., 1997) К счастью, сами дети обычно не испытывают симптомов
посттравматического стрессового расстройства, связанного с известием о своей болезни, возможно, они
слишком молоды, когда им ставят диагноз. Однако в ходе болезни дети помнят о процедурах, которые
вызывают стресс (Chen, Zeltzer, Craske & Katz, 2000), a у некоторых детей, переживших рак,
сохраняются тревожные воспоминания иногда в течение 12 лет (Stuber, Christakis, Houskamp & Kasak,
1996).
Семья оказывает значительное влияние на поведение детей с хроническими заболеваниями, как и
на поведение здоровых детей. Ни одни из типов хронической болезни не представляет большего риска
при адаптации по сравнению с другими. Поэтому факторы, которые проявляются в ситуации с больным
ребенком, такие как конфликты в семье, возможности семьи, могут оказаться более опасными при
адаптации, чем трудности, которые ставит перед ребенком болезнь (Lavigne & Faier-Routman, 1992.) В
общем, факторы стресса, с которыми сталкиваются родители, одинаковы при всех типах хронических
заболеваний: финансовые и физические затруднения, изменение роли родителей, обиды сестер и
братьев, проблемы адаптации больного ребенка, социальная изоляция, частая госпитализация и горе
(Wallender & Robinson, 1999). И поэтому неудивительно, что пары, чьи дети хронически больны, часто
испытывают трудности в супружеских отношениях, такие как конфликты, недостаточность общения,
несоответствие своей роли, отсутствие близости и положительных эмоций (Gordon-Walker, Johnson,
Manion & Cloutier, 1996; Holmes, Yu & Frentz, 1999).
Имеет смысл еще раз повторить: несмотря на психологические и материальные трудности,
многие дети с хроническими заболеваниями и их семьи успешно к ним приспосабливаются. Получаемая
социальная поддержка и адаптация родителей являются важными компонентами, помогающими при
адаптации детей (Kazak et al., 1997; Skinner, John & Hampston, 2000), так как взрослые, осуществляющие
уход за ребенком, играют важную роль в том, насколько их ребенок способен справиться со стрессом.
Особенно матери, которые в меньшей степени подвергаются стрессу, ищут пути к адаптации и
|