была тема об определении связи болезненного состояния и психологической адаптации у отобранной
группы детей 4-16 лет. Родители и педагоги составляли отчет о психическом здоровье, содержащий
информацию о болезни ребенка и его психологической адаптации. Детей разделили в соответствии с
тремя уровнями физического здоровья: хроническая болезнь с физической неспособностью,
хроническая болезнь без физической неспособности и физически здоровые. Если имелись
психиатрические расстройства, они были определены, по данным родителей или педагогов.
Рисунок 12.1 показывает процентное соотношение детей, по крайней мере, с одним психическим
расстройством в этих трех группах. В целом у детей с хронической болезнью, независимо от степени
физической неспособности, фактор риска психического расстройства был выше в 2,4 раза по сравнению
со здоровыми детьми. Дети с хронической болезнью, сопровождающейся физической неспособностью,
больше всех рисковали получить другие расстройства. Эти расстройства чаще проявлялись в форме
проблем, контроль над которыми осуществляется изнутри, таких как тревожность и депрессия, но
встречались и проблемы внешнего контроля, например, гиперкинетическое расстройство и синдром
дефицита внимания. Понятно, что дети, у которых ограничены функциональные возможности,
сталкиваются с огромными проблемами в повседневной жизни, что повышает поведенческие,
социальные трудности и трудности школьной адаптации. Эти данные были отражены в Отчете по
национальному здоровью Соединенных Штатов Америки, где хронические физические состояния
рассматривались как значительный фактор риска для проблем поведения помимо влияния
социоэкономического фактора (Gortmaker, Walker, Weitzman & Sobol, 1990).
Процент детей с
психическим
расстройством, %
Больные с хроническим
заболеванием и инвалидностью
31
Хронические больные без
инвалидности
22
Физически здоровые
14
Рис. 12.1. Процент детей с психическим расстройством в трех группах: больные с хроническим
заболеванием и инвалидностью, хронические больные без инвалидности и физически здоровые
(адаптировано из Cadman et al, 1987).
Таким образом, у детей с хроническими физическими болезнями, особенно с инвалидностью,
повышен риск вторичных трудностей психологической адаптации (Hoekstra-Webers, Jaspers, Kamps &
Klip, 1999). Вторичные трудности психологической адаптации относятся к проблемам, которые, как
предполагается, возникают благодаря первичному болезненному состоянию, а не наоборот. Эти
проблемы чаще всего выражаются в виде внутренних симптомов, таких как тревожность и депрессия,
или в виде сочетания внутренних и внешних проблем (Boekaerts & Roeder, 1999; Lavigne & Faier-
Routman, 1992).
Эти симптомы надо иметь в виду, хотя следует признать, что дети с хроническими
заболеваниями легче адаптируются, чем те дети, которые обращаются в психиатрические клиники из-за
проблем, не связанных с физическим здоровьем (Eiser, Hill & Vance, 2000; Wallander & Varni, 1998.)
В большинстве случаев у этих детей проявляются симптомы, связанные со стрессом; проявление
расстройств, зарегистрированных в DSM-IV-TR, у детей с хроническими заболеваниями очень
незначительно. Например, распространение депрессии у них, по данным исследовательских работ,
составляет, в среднем 9%, что говорит об успешной адаптации большинства этих детей (Bennett, 1994).
Более того, у детей с диабетом (Holmes, Yu & Frentz, 1999; Kovacs et al., 1990), а также больных раком
(Eiser et al., 2000), в среднем, отмечаются симптомы тревожности, депрессии и низкой самооценки в
пределах нормы, свойственной их возрасту и полу.
Хотя у хронически больных детей повышен риск, связанный с трудностями начальной
адаптации, трудно сказать, что вызывает определенные симптомы, и почему некоторые дети
адаптируются успешнее, чем другие. Если подумать, что этим детям приходится ежедневно справляться
с непредвиденными событиями и бороться с трудностями, то можно понять, почему у них возможно
увеличение симптомов, связанных со стрессом. Особенно обнадеживает то, что большинство детей
способно успешно адаптироваться и к течению болезни, и к ее последствиям. Симптомы тревожности,
депрессии и гнева можно рассматривать скорее как нормальные реакции на стрессовые ситуации,
|