повышает умение решать социальные проблемы, способствует развитию эффективных методов
воспитания ребенка. Эти методы регулируют стресс и определяют приемы, способные помочь детям и
их близким в непрекращающемся процессе адаптации.
Основная цель вмешательства состоит в том, чтобы улучшить качество жизни для детей и их
семей. За два последних десятилетия разительно изменились пути достижения этой цели, предоставив
глубокий интерес для детских психологов и психологов, занимающихся здоровьем. До середины 1970-х
годов попытки вмешательства основывались на медицинской модели, ориентированной на ребенка.
Экспертом являлся специалист по здоровью, пациентом ребенок, а родители были пассивными
наблюдателями. Однако принятый в 1975 году Акт об образовании для всех детей с физическими
недостатками предоставил новые возможности родителям участвовать в процессе принятия решений и в
планировании образования для своих детей. Теоретически это отразилось в замене вмешательства,
ориентированного на ребенка, на вмешательство, ориентированное на семью, что было продолжено
программой для больных младенцев и маленьких детей 1986 года (Bazyk,
1989). Впервые в этом веке
семья была правильно признана постоянной величиной в жизни детей, а роль семьи в обслуживании
ребенка и участие в принятии решений стала по праву считаться поддержкой и помощью.
Предоставление полномочий семье. Подобное развитие теории привело к направлению,
связанному с содействием здоровью ребенка и полномочиям семьи, которое определяет пути для
поддержания изменений, возможностей, умения, для того чтобы добиться потенциала здоровья для
больного ребенка (Millstein, Petersen & Nightingale, 1993). При этом направлении признается
необходимость достижения баланса между возможностями индивида или семьи и трудностями и
опасностями окружения. Тот, кто осуществляет заботу о здоровье, превращается из эксперта в
консультанта того, кто пытается установить доверительные отношения с родителями и способен
поддержать их при встрече с трудностями (Bazyk, 1989). Действительно, семья сейчас признается
важным источником и рассматривается как часть решения: семья стоит на переднем плане
потребностей ребенка.
Это важное положение о полномочиях семьи снижает стресс и зависимость, а также дает
возможность семье получать информацию, которая может помочь принять правильные решения и
предпринять соответствующие действия (Varni, LaGreca & Spirito, 2000). Например, члены семьи Чена
приняли активное участие в улучшении качества его жизни, не были напуганы и не оставались в
неведении относительно его потребностей и своих возможностей. Его мать объясняет:
Психотерапия помогла Чену стать менее зависимым от мамы и папы. Перед ним стояла цель
думать о будущем и готовиться самому выполнять какие-то задачи. Примером может служить
раздевание на ночь и укладывание одежды на кровати, чтобы утром самому одеться и перебраться в
свое кресло.
Группы поддержки и образовательные программы различных типов значительно помогают
больным детям и членам их семей. Такие семьи связываются друг с другом и делятся опытом и
заботами, что не только поддерживает душевные силы, но и является важным источником информации
(Wallerstein, 1992.) Участие очень важный компонент в семейных полномочиях, а согласованно
действующая модель «специалист по здоровью семья» поощряет людей поддерживать друг друга,
одновременно подготавливая почву для создания положительных отношений и улучшения состояния
детей. Подобным образом образовательные программы, которые обеспечивают семью информацией и
учат навыкам обучения, бывают полезными, особенно если они предоставляют информацию о болезни
и как с ней управляться, помогают детям вернуться в привычные школьные условия, поддерживают и
координируют действия родителей в уходе за детьми с хроническими заболеваниями (L.J. Bauman,
Drotar, Leventhal, Perrin & Pless, 1997). Получая больше знаний о болезни ребенка, родители лучше
понимают не только его, но и общее воздействие болезни на семью. Короче говоря, деятельность,
связанная с лечением детей с хроническими заболеваниями, часто
основана на нуждах всей семьи.
Однако эти усилия должны соответствовать той степени, в которой родители хотят и реально могут
посвятить себя заботе о ребенке. Примерами методов вмешательства, которые содействуют процессам
адаптации, являются соблюдение медицинского режима и психологически обоснованные подходы,
помогающие ребенку справиться с тяжелыми медицинскими процедурами и болезнью. Об этом будет
рассказано ниже.
<Джеремайя сопротивляется (верхний и средний снимок), когда ему на грудь ставят электроды
ЭКГ, чтобы измерить ритм сердца, «Они тяжелые, говорит его мать, Но ты попытайся спрятать
|