Представьте, что вам надо пройти незнакомую медицинскую процедуру. Что бы вы предпочли,
чтобы вам сначала все подробно рассказали и показали, или вам предпочтительней ничего не слышать
и не видеть, чтобы справиться с процедурой? Какой из способов приспособления, описанных во врезке
12.2, вы предпочли бы избрать? Из опыта известно, что большинство детей и взрослых лучше
справляются с
процедурой, если сначала им расскажут о ней и дадут возможность увидеть, что
должно произойти. Соответственно, вмешательство, направленное на снижение стресса и
способность справляться с болью во время процедур для детей, включает поведенческие и
когнитивные методы, усиливающие способность справляться и регулировать стресс (McQuaild &
Nassau, 1999). Дети, которые активно интересуются информацией о надвигающихся событиях,
связанных с болью, находятся в лучшем положении и проявляют меньше беспокойства (Blount, Smith &
Frank, 1999). Кроме того, функционирование родителей и семьи, эффективная тактика воспитания,
которая помогает добиться взаимоотношения докторпациент, помогают ребенку приспособиться
к требованиям наблюдения и лечения болезни (Drotar, 2000; Wallander & Robinson, 1999).
Врезка 12.2
Шкала детской способности справляться с болезнью
Представьте, что вам надо обратиться к врачу, и это тревожит вас (например укол). Я собираюсь
показать вам некоторые способы, с помощью которых дети преодолевают страх перед медицинскими
процедурами лучше, чувствуют себя более уверенно. Я хочу, чтобы вы сказали мне, что из
предложенного ниже вы могли бы сказать себе или сделать, чтобы чувствовать себя лучше. Не может
быть правильного или неправильного ответа.
- Скажете себе, что это не так страшно?
- Скажете себе, что будете чувствовать себя лучше, когда это кончится?
- Попытаетесь понять, почему медсестра должна сделать это?
- Сожмете кулак или напряжете какую-либо другую часть тела?
- Захотите, чтобы ваши родители были рядом, чтобы вы чувствовали себя лучше?
- Будете что-то делать, чтобы не думать об этом (например считать или разговаривать с кем-
нибудь) во время процедуры?
- Будете думать о чем-то другом, чтобы отвлечь мысли от неприятного (о чем-то хорошем, что у
вас было)?
- Скажете себе, что это вовсе не страшно?
- Представите себе что-нибудь еще?
- Скажете себе, что могло быть хуже?
- Попытаетесь быть спокойным?
- Разозлитесь и будете бороться с медсестрой, чтобы не дать ей провести процедуру?
- Отвернетесь?
- Посмеетесь над этим?
- Заплачете?
(Источник: Routh & Sanfilippo, 1991.)
---
В общем, существует два основных психологических подхода к помощи детям справиться со
стрессовыми медицинскими процедурами, хронической и возвратной болью: обеспечение информацией
и тренировка умения справляться с болью и стрессом.
Предоставление информации включает вербальные объяснения и демонстрацию, а также
представление модели процедуры, что снижет беспокойство, потому что процедура становится более
предсказуемой (Dahlquist, 1999). Неопытные пациенты обычно предпочитают получить информацию о
незнакомой медицинской процедуре, чтобы смягчить свою тревожность, тогда как опытные дети
предпочитают
готовиться особыми способами, которые могут помочь справиться с тяжелыми
процедурами (Dahlquist, 1999).
Методики обучения, помогающие справляться с болезнью и стрессом, включают различные
способы, такие как глубокое дыхание, отвлечение внимания, расслабление мышц, рассеянное
воображение, эмоциональное воображение и репетиция поведения. Например, детей могут попросить
представить себя супергероями при проверке их стойкости, подобно тому, как это представлял себе
|