Navigation bar
  Print document Start Previous page
 463 of 537 
Next page End  

представлениях. К счастью, в последнее время науке удалось пролить свет на эти проблемы, что
привело к их лучшей идентификации, возможности лечения и профилактики.
Эта глава посвящена нескольким расстройствам питания и родственным заболеваниям. Мы
начнем с обсуждения расстройств, которые возникают в период младенчества и раннего детства, после
чего рассмотрим влияние на развитие ожирения в детстве. Ожирение — это не психическое
расстройство, не связано оно и с тяжелой психопатологией (Brownell & Wadden, 1992). Однако
существует опасность, что у детей с ожирением могут развиться нездоровые паттерны питания —
главным образом, из-за социальной дискриминации, — которые иногда ведут к хроническим проблемам
со здоровьем и расстройству аппетита.
Последний раздел касается двух основных расстройств питания, возникающих в юности и
молодости: нервной анорексии и нервной булимии. Человек с нервной анорексией отказывается
поддерживать даже минимально нормальный вес тела. Это расстройство, которое поражает прежде
всего девочек подросткового возраста и может продолжаться в молодости, часто отмечено такой
озабоченностью вопросами питания и стремлением похудеть, что человек забывает о своем здоровье.
Нервная булимия характеризуется обжорством, за которым следуют попытки компенсировать свою
слабость путем самопроизвольной рвоты, а иногда злоупотреблением слабительными и мочегонными
средствами или другими лекарствами, голоданием или чрезмерными
физическими упражнениями.
Люди, страдающие булимией, также крайне озабочены вопросами питания и снижением веса, но они не
страдают чрезмерной его потерей, отмечаемой при анорексии. Вес большинства людей с булимией
находится в пределах 10% от нормы, тогда как страдающие анорексией отказываются поддерживать
даже минимально нормальный вес.
Расстройства питания традиционно вызывали озабоченность медиков. Исследования этиологии и
лечения были сосредоточены на механизмах и серьезных биологических последствиях, связанных с
этими расстройствами. Однако, когда в последней четверти XX века специалисты в области
психического здоровья стали изучать психосоциальные факторы, они обнаружили, что многие факторы,
которые лежат в основе других серьезных детских расстройств, играют важную роль и в ранних
расстройствах питания и аппетита, например генетическая конституция, когнитивное и социальное
развитие и повседневные отношения между младенцем и родителями.
Сейчас признано, что расстройства аппетита возникают в связи с биологической конституцией
данного человека, преобладающим опытом и текущими возможностями и социальными паттернами
(Tyrka, Graber & Brooks-Gunn, 2000). Однако в отличие от большинства других расстройств,
возникающих в детстве и юности, описанных в этой книге, причины основных расстройств питания, по-
видимому, связаны преимущественно с социокультурными, а не с психологическими и биологическими
влияниями. Особо необычными эти расстройства делает то обстоятельство, что они очень тесно связаны
с западной культурой, в которой нет недостатка в пище, а внешнему виду, особенно среди молодых
женщин, придается огромное значение.
Как формируются паттерны питания
Любой человек, который наблюдал, как 2-летний ребенок кушает спагетти, знает, что научиться
есть самостоятельно — очень непросто. Фактически, проблемы питания и аппетита являются
нормальной частью развития для большинства детей.
Нормальное развитие
Проблемные привычки питания и ограниченные предпочтения в еде являются одними из
наиболее ярко выраженных особенностей раннего детства. Почти треть маленьких детей (в возрасте до
10 лет) их матери описывают как привередливых едоков. Привередливость в еде более распространена
среди девочек, чем среди мальчиков (Rydell, Dahl & Sundelin, 1995; Marchi & Cohen, 1990), и связана с
последующим развитием расстройств аппетита. Начиная
примерно с 9-летнего возраста девочки
озабочены снижением веса больше, чем мальчики (O'Dea & Abraham, 1999).
<Расстройства аппетита не следует путать с неупорядоченным приемом пищи, нормальной
частью раннего развития.>
Эти типовые паттерны развития, особенно у девочек, частично являются функцией социальных
норм и ожиданий, изображаемых идеалами стройности и привлекательности в журналах, телепередачах
Hosted by uCoz