объяснении (таком как отсутствие мотивации) вместо выявления и учета нескольких возможных
объяснений (таких как генетические факторы, история раннего развития и проблемы в общении со
сверстниками), отнимает у нас возможность принять во внимание пути развития (см. главу 1).
Конкретная проблема или расстройства могут быть вызваны множеством причин, а наличие схожих
факторов риска может приводить к совершенно разным результатам.
Другой взгляд на трудности Джейка тот, который мы считаем наиболее верным, принимает
во внимание множество параметров, таких как характер развития и способности мальчика, его
домашнюю и школьную среду, а также постоянное, динамическое взаимодействие этих факторов.
Подходя к
проблеме Джейка с такой многомерной позиции, мы должны сначала оценить его
способности на сегодняшний день, используя все возможные источники данных, связанные с его
поведением и деятельностью в разных ситуациях. Даже если бы нас интересовали только его
способности к чтению, нам пришлось бы рассмотреть широкий круг характеристик, помимо тех,
которые, согласно нашему первоначальному предположению, являются признаками наличия проблем в
овладении навыками чтения. В противном случае наши изыскания в области исключительно навыков
чтения могут помешать нам принять во внимание другие объяснения трудностей мальчика. Не могли ли
повлиять на сосредоточенность или самооценку Джейка критические замечания и окрики матери?
Способен ли Джейк, так же как его сверстники, распознавать звуки речи в процессе чтения? Вот
некоторые из вопросов, на которые нам было бы желательно ответить путем тщательного наблюдения и
оценки, используя направляемую теорией стратегию принятия решений.
Ребенок и среда взаимозависимы. Наша вторая установка расширяет область влияния
множества причин на ход развития, подчеркивая взаимозависимость ребенка и среды. Такая установка
уводит нас от традиции рассматривать лишь влияние среды на ребенка и забывать при этом об
обратном влиянии, то есть влиянии ребенка на окружающую его среду. Проще говоря, изучение этой
взаимозависимости позволяет оценивать влияние природы и воспитания, результаты этих влияний и их
взаимосвязь (Sameroff, 1995). Таким образом, мы постулируем, что разные дети вызывают различные
реакции среды, а разные среды, например дом или школа, соответственно вызывают различные реакции
у ребенка. Это динамическое взаимодействие ребенка и среды называют трансакцией (Sameroff, 2000);
то есть проявлению расстройства способствуют как личные параметры ребенка, так и среда, его
окружающая, и при этом одно влияние очень нелегко отделить от другого.
Трансактный подход рассматривает и ребенка, и среду как активных агентов адаптивного и
неадаптивного поведения. Люди, знакомые с воспитанием детей не понаслышке родители, учителя,
работники детских садов и т. д., согласились бы, что такой подход вполне оправдан: дети
воздействуют на среду, а среда воздействует на них, как это имело место в случае Джейка. Согласно
этой трансактной позиции, детские психические расстройства не вызваны исключительно внутренними
процессами, как и не являются следствием исключительно внешних причин. Чаще всего их вызывает
сочетание обоих факторов, взаимодействующих в соответствии с общим законом нормального
развития. Во врезке 2.1 приведен возможный вариант протекания трансактного процесса.
Врезка 2.1
Объяснение причин: все не так просто
Рассмотрим, каким образом задержка в речевом развитии может быть следствием
долговременного взаимодействия ребенка и среды, как это показано на рисунке. Осложненные роды
могли заставить потенциально спокойную мать волноваться по поводу ее новой роли и здоровья
ребенка. Тревога матери в первые несколько месяцев жизни ребенка могла негативно отразиться на ее
отношении к младенцу. В ответ на подобные неблагоприятные изменения у младенца могли возникнуть
нарушения сна или питания, которые, в свою очередь, привели к появлению проблемного
темперамента. Из-за развития проблемного темперамента младенец доставляет матери меньше радости,
в результате она проводит с ним меньше времени. Если родители недостаточно активно общаются с
ребенком и особенно если они не говорят с ним четко и правильно, малыш начинает отставать в
речевом развитии, что приводит к обозначенному диагнозу.
Что же вызвало задержку в развитии речи у ребенка? Осложненные роды, тревожность матери,
проблемный темперамент ребенка или недостатки в общении матери и ребенка? Слишком часто мы
выбираем причину, которая ближе по времени к моменту обнаружения расстройства (каковой, в данном
случае, является избежание матерью ребенка), но такой подход определенно упрощает сложную
последовательность развития. С точки зрения профилактики и раннего вмешательства, усилия по
|