оказанию помощи этой матери и ее ребенку могут быть приложены к любой из точек этой
последовательности, и принесут при этом определенную пользу. Однако, чтобы быть максимально
полезным, вмешательство должно учитывать не только текущие проблемы, но и историю их развития.
(Sameroff, 1995),
---
Несмотря на то что трансактный подход учитывает общие принципы развития, характерные для
всех детей, он. также восприимчив к уникальным индивидуальным характеристикам, скажем, семьи
ребенка или его биологической конституции, и влияющим на типовые результаты процессов развития.
Ознакомление с подобными отклонениями от нормы и является целью данного учебника.
Патологическое развитие предполагает непрерывность и дискретность. Задумайтесь на
мгновение о том, по каким причинам многочисленные трудности Джейка могли появиться и как они
могли измениться или даже исчезнуть со временем. Могли ли эти известные нам проблемы быть
связаны с предшествующими трудностями, скажем, в чтении? Отличаются ли качественно его
нынешние проблемы от тех, с которыми он сталкивался раньше, и нужно ли в связи с этим обращать
особое внимание на их связь с избежанием школы и отказом от выполнения домашних заданий?
Немногие психические расстройства или нарушения возникают внезапно, по крайней мере, без
определенных
ранних признаков или очевидных связей с более ранними проблемами развития. К
примеру, мы наблюдаем эту связь в расстройстве поведения, проявляющемся и отмечаемом
окружающими у ребенка в раннем возрасте, и продолжающемся затем в той или иной форме в
подростковом возрасте и в юности (Loeber et al., 2000). При этом крайне важен вопрос, являются ли
определенные формы патологического развития ребенка непрерывными или дискретными на
протяжении детства, юности и, возможно, зрелости, проявляясь либо последовательно, либо в
трансформированном виде (Rutter & Sroufe, 2000; S. В. Campbell et al., 2000).
Непрерывность предполагает, что изменения в развитии носят постепенный и количественный
характер, так что будущие паттерны поведения могут быть предсказаны на основании предшествующих
паттернов. Напротив, дискретность подразумевает, что изменения в развитии носят резкий и
качественный
характер, а предшествующие паттерны плохо предсказывают последующее поведение.
Возьмем в качестве примера дошкольника, который проявляет агрессию по отношению к сверстникам.
Каким, на ваш взгляд, этот ребенок будет через 10 лет? Согласно теории непрерывности, велика
вероятность, что в юности и зрелости он продемонстрирует асоциальное или делинквентное поведение.
То есть паттерн проблемного поведения (в данном случае физическая агрессия) окажется непрерывным,
сохраняясь в разные периоды развития, но изменяясь по форме и интенсивности (т. е. задирание
сверстника может превратиться в удары кулаком или каким-то предметом). Важно отметить, что
непрерывность относится к сохранению во времени паттернов поведения, а не специфических
симптомов. Непрерывность хорошо подтверждается в случае расстройств поведения, начинающихся в
раннем возрасте и с большой вероятностью перерастающих впоследствии в серьезные антисоциальные
действия (Moffitt & Caspi, в периодике; Nagin & Tremblay, 1999).
По-видимому, другие модели проблемного поведения, такие как расстройства аппетита, следуют
более дискретному паттерну; они возникают более внезапно и без явных предупреждающих сигналов. В
этих случаях мы можем назвать немного надежных поведенческих предвестников того, что конкретный
ребенок начнет отказываться от пищи или очищать кишечник в ранней юности (см. главу 13
«Расстройства питания и родственные заболевания»). Иногда дискретность может объяснять
неожиданный или нетипичный результат предшествующего поведения, например, в случае, когда
ребенок, нормально развивавшийся примерно до 18-месячного возраста, перестает говорить и активно
общаться с окружающими (характеристики аутизма). В подобных обстоятельствах связь между ранним
и поздним паттернами, очевидно, отличается дискретностью, весьма озадачивая родителей.
Как мы увидим при обсуждении всех расстройств, на непрерывность и дискретность развития
могут влиять позитивные факторы, такие как индивидуальная компетентность или социальное
вмешательство (Masten & Curtis, 2000), и негативные факторы, такие как бедность или дискриминация
(Rutter, 2000b). Возвращаясь к Джейку, мы задаемся вопросом, какие из его паттернов поведения (если
таковые были) являлись непрерывными, а какие выглядели дискретными?
Подобно многим проблемам в области детской патопсихологии, текущему паттерну поведения
Джейка присущи как непрерывность, так и дискретность. Некоторые из его неприятностей, например,
неприязнь к школе и нежелание выполнять домашние задания, по-видимому, качественно отличаются
(оторваны) от его трудностей в овладении навыками чтения. Другие особенности его поведения,
|