например, медленное чтение и восприятие, видимо, вытекают из предшествующих проблем в обучении.
Помните, что понятия непрерывности и дискретности относятся к описанию и патологического,
и
нормального развития. Однако даже при наличии заметных колебаний в проявлении нарушений с
течением времени, дети демонстрируют определенную степень последовательности в том, как они
систематизируют собственный опыт и взаимодействуют со средой, независимо от того, является она
адаптивной или нет (Rutter & Sroufr, 2000; Waters, Weinfield & Hamilton, 2000). Степень непрерывности
или дискретности будет варьироваться как функция изменяющихся внешних обстоятельств и
трансакций между ребенком и средой. Эти непрерывные изменения будут, в свою очередь, влиять на
характер и направление развития ребенка.
Одним словом, основная идея состоит в том, что детскую патопсихологию следует
рассматривать в связи с множественными, взаимозависимыми причинами и серьезными изменениями в
развитии, наблюдаемыми у конкретного ребенка. До недавнего времени часто недооценивалась связь
онтогенетических аспектов патологического поведения детей с их поведенческими и эмоциональными
трудностями (Achenbach, 2000). Чтобы устранить это упущение, мы на протяжении всей книги
обсуждаем онтогенетические вопросы (вопросы развития), относящиеся к характеру, симптомам и
протеканию каждого расстройства.
Интегративный подход
Как нам осмыслить многочисленные внешние и внутриличностные факторы, влияющие на
поведение ребенка? Поскольку никакая одномерная теоретическая трактовка не может объяснить
разнообразные паттерны поведения и расстройства, нам необходимо познакомиться с множеством
различных теорий и концептуальных моделей, каждая из которых поможет нам решить вопросы,
касающиеся нормального и патологического поведения людей.
С течением времени основные теории детской патопсихологии стали вполне совместимы.
Каждая теория предлагает не какую-то антагонистическую точку зрения, а рассматривает одну или
несколько частей загадки, которую представляет собой поведение людей. По мере того, как найденные
части соединяют друг с другом, картина конкретного расстройства, наблюдаемого у ребенка или
подростка, становится все более ясной. Психологические теории это лишь средства изучения
поведения; чем больше вы узнаете о том, что достигается и что не достигается этими средствами, тем
выше становится ваша информированность и квалификация. Помните, что ни одна интегративная
теория полностью не охватывает многообразие взглядов и результатов, представленных в современных
исследованиях в области детской патопсихологии.
Итоги раздела
- Основной идеей текста является утверждение важности рассмотрения множества
взаимодействующих причин патологического поведения в совокупности с серьезными
онтогенетическими изменениями.
- Указаны три исходные установки, касающиеся патологического развития: во-первых, оно
обусловлено множеством причин, во-вторых, ребенок и среда взаимозависимы и, наконец, в-третьих,
патологическое развитие предполагает и непрерывность и дискретность паттернов поведения на
протяжении интересующего нас промежутка времени.
- Комплексность патологического детского поведения требует рассмотрения всего спектра
биологических, психологических и экологических факторов, которые влияют на развитие детей.
Теперь мы переходим к трем основным точкам зрения на патологическое развитие ребенка: (1)
биологической точке зрения, предполагающей анализ как генетических, так и нейробиологических
факторов, которые часто определяются при рождении или вскоре после него; (2) психологической точке
зрения, обращенной к эмоциям, отношениям и мыслительным процессам; и
(3)
точке зрения,
происходящей из изучения семейных и социальных влияний, которые наделяют нормальное и
патологическое развитие дополнительными характеристиками.
Взгляд с точки зрения биологии
Если говорить в общем, нейробиологический взгляд на проблему предполагает выдвижение в
|