(симптоматическую) проблему.
<Внешние данные актрисс, которые заставили сесть на диету тысячи людей.>
Ввиду важности участия семьи в формировании ценностей подростка, понятно, что семейные
процессы могут способствовать озабоченности весом и контролем за диетой. Например, мать, которая
недовольна весом своей дочери или которая сама часто садится на диету и призывает дочь делать то же,
может ненамеренно стать соучастницей в развитии расстройства питания (Fairburn, 1994). Аналогичным
образом родители, которые много пьют или употребляют наркотики (Garfinkel et al., 1995), или часто
отсутствуют, проявляют безразличие, слишком требовательны или критично настроены (Fairburn, 1994),
могут заложить основу для последующего возникновения булимии и других расстройств у своих детей.
Молодые люди, выздоравливающие после расстройства питания, могут также сталкиваться со строгим
контролем и критикой со стороны других членов семьи, что может негативно сказываться на
выздоровлении (Herzog, Kronmueller, Hartmann, Bergmann & Kroeger, 2000).
Давние клинические предположения, что основополагающей причиной расстройств питания у
некоторых людей может быть сексуальное насилие над ребенком, подтверждаются продолжающимися
исследованиями этого важного вопроса. Выборка из общей совокупности показала, что женщины с
булимией подвергались в детстве сексуальному насилию примерно в 3 раза чаще, чем женщины без
этого расстройства (35 и 12,5%, соответственно) (Garfinkel et al., 1995). Схожие результаты были
получены по выборкам подростков школьного возраста из общей совокупности, где подростки, у
которых был велик риск нарушения режима питания, чаще сообщали о негативном восприятии своей
семьи и родителей и о случаях сексуального или физического насилия (Neumark-Sztainer, Story, Hannan,
Beuhring & Resnick, 2000). Вдобавок дети, подвергающиеся сексуальному насилию, сообщают о многих
ранних признаках возможных расстройств питания, таких как более высокий уровень
неудовлетворенности весом, а также очищение желудочно-кишечного тракта и соблюдение диеты
(Wonderlich et al., 2000).
Эту связь между насилием и расстройствами питания должно умерять осознание того, что
сексуальное насилие над детьми является скорее общим фактором риска, повышающим вероятность
психопатологии, нежели каким-то специфическим,
грозящим расстройствами питания. Подобные
явления не являются редкостью в жизни как индивидуумов с расстройствами питания, так и лиц с
другими психическими расстройствами (Fairburn, 1994). Предположительно, сексуальное насилие над
детьми связано со многими нежелательными исходами у подростков и взрослых, из которых
расстройства питания наиболее заметны. (Эти вопросы обсуждаются далее в главе 14.)
Значимость семейных факторов способствовала появлению ценных лечебных подходов, как мы
увидим это позже в настоящей главе. Тем не менее семейные факторы следует рассматривать в связи с
индивидуальными и социокультурными факторами, если мы хотим объяснить, почему конкретные
особенности расстройств питания проявляются в одних семьях с подобной динамикой, но не в других.
Психологическая составляющая. Понимание роли психологических процессов в развитии
расстройств питания требует учета весомых социальных и культурных воздействий, указанных выше.
Внешнее давление, побуждающее человека выглядеть худым и контролировать свой вес и внешний вид,
взаимодействует с определенными психологическими характеристиками, повышая вероятность
расстройства питания, особенно во время важных переходных периодов развития. Это сложный,
интерактивный процесс, уходящий корнями в многочисленные слои биологических, семейных,
личностных и средовых факторов. Понятно, что эта усложненность затрудняет выявление причинных
связей.
Учет психологических составляющих, связанных с расстройствами питания, берет свое начало с
пионерских работ Хильды Брух (Bruch, 1962, 1973), которая первой предположила, что полуголодная
диета, практикуемая людьми с анорексией, связана с их стремлением к автономии, компетентности,
контролю и самоуважению. Она связала это стремление с неспособностью родителей признать и
подкрепить потребность в независимости, проявляющуюся у детей, что дает толчок дальнейшей
спутанности сознания, которая может привести к основным
симптомам анорексии: искаженному
представлению о собственном теле; к неспособности признать внутренние ощущения (голод и сытость)
и эмоции и прореагировать на них; и к всеохватывающим чувствам неэффективности и потери
самоконтроля. Ее ранняя работа заложила основу когнитивно-поведенческим вмешательствам,
используемым в настоящее время. Брух предложила постепенное, но осознанное избавление от ложных
представлений и ошибок в мышлении, вытекающих из ущербного опыта развития, и побуждала
пациентов учиться здоровым способам выражения своих мыслей и чувств, делая это в искренней и
более прямой манере (J. A. Silverman, 1997).
|