пристального внимания. Сегодня мы хорошо знаем: насилие в семье имеет разнообразные формы
проявления, оно может быть не очень серьезным запугивание или крики на детей или нести
угрозу для жизни, когда сопровождается применением физической силы и оружия. Более того, насилие
и жестокость растут и убывают циклично, что создает напряжение, неопределенность и страх у детей,
заставляя их адаптироваться к страшным реалиям и пугающим требованиям
(Jaffe, Lemon, Sandler &
Wolfe, 1996).
Мы посвящаем целую главу жестокому обращению с детьми, потому что именно серьезные
нарушения во взаимоотношениях родителей и детей или во взаимоотношениях родителей зачастую
оказываются причиной патологического развития ребенка. Жестокое обращение с детьми и отсутствие
родительской заботы не обособляются в отдельные разделы традиционной детской патопсихологии,
однако в этой главе мы рассматриваем ту роль, которую играет плохое воспитание или неблагоприятная
обстановка в семье в патологическом развитии детей и подростков. Жестокое обращение с детьми
(Child maltreatment) общий термин, относящийся к четырем основным видам воздействия:
физическому, сексуальному и эмоциональному насилию, а также к отсутствию родительской заботы.
Жестокое обращение с детьми может принимать разнообразные формы, в том числе включать действия,
которые испытывают на себе большинство детей, например телесное наказание, агрессивное отношение
со стороны братьев, сестер и сверстников и реже физическое насилие (Finkelhor & Dziuba-Leatherman,
1994).
Жестокое обращение с детьми встречается во всех культурах, независимо от национальности,
религиозной принадлежности, пола, возраста и сексуальной ориентации родителей.
Насилие и отсутствие родительской заботы имеют большое психологическое значение, потому
что создают в семье неблагоприятную атмосферу, которая сохраняется в течение длительного времени.
Эта атмосфера создается теми людьми, которые должны защищать ребенка, поддерживать и заботиться
о нем. Дети из неблагополучных семей растут в обстановке, в которой невозможно нормальное
развитие. Более того, они рискуют в результате такого воспитания приобрести соматические и
психические расстройства (D. A. Wolfe & Jaffe, 1991). Тем не менее связи ребенка с другими членами
семьи, даже с теми, кто жестоко обращается с ним, имеют большое значение. Зачастую ребенок может
испытывать противоречивые чувства к родителям, разрываясь между детской привязанностью и
страхом.
Вот как описывает это состояние ребенок, ставший жертвой сексуального насилия: «После того,
как все это произошло, я очень испугался. Но мой отец вел себя так, будто ничего не случилось. Я
сомневался, нужно ли рассказывать другим людям о том, что отец совершил надо мной насилие. Я
боялся, что поставлю отца в неловкое положение, и мое признание опозорит всю семью» (Sas, Hurley,
Hatch, Malla & Dick, 1993, стр. 68).
<Слова могут бить больнее кулака:
«Ничтожество. Ты ничего не можешь сделать по-человечески!»
«Ты мне отвратителен! Заткнись!»
«Придурок! Ты не в состоянии даже выслушать меня».
«Вон отсюда! Не могу больше на тебя смотреть».
«От тебя больше неприятностей, чем пользы».
«Может быть, тебе поискать какое-то другое место для жилья?»
«Лучше бы ты никогда не рождался».
Дети верят в то, что говорят им родители. В следующий раз остановитесь и постарайтесь
услышать себя со стороны. Вы, вероятно, не поверите своим ушам. Не нужно сводить счеты со своим
ребенком.>
Дети зависят от тех людей, которые жестоко обращаются с ними, поэтому зачастую могут
возникать следующие амбивалентные ситуации (Доклад Американской психологической ассоциации,
1996):
-
Жертва хочет прекратить насилие, но стремится при этом остаться в семье. Лояльность и
сильная эмоциональная привязанность жертвы к обидчику противоречат ее желанию быть защищенной
и находиться в безопасности.
-
Привязанность и забота могут сочетаться с жестокостью и насилием. В семье может
установиться цикл, когда возрастающее напряжение ребенка, характеризующееся страхом и тяжелыми
предчувствиями, приводит к еще более жестокому поведению родителей. Затем может наступить
период примирения, с еще большим усилением привязанности и заботы. Дети всегда надеются, что
насилие не повторится.
|