Navigation bar
  Print document Start Previous page
 496 of 537 
Next page End  

-
Насилие, как правило, ужесточается со временем, хотя в некоторых случаях физическое
насилие может приобретать менее тяжелые формы, проявляться реже или вообще прекращаться.
Жестокое обращение родителей и взрослых с детьми может выражаться в вербальной агрессии,
сексуальном, эмоциональном или физическом насилии. Однако основной проблемой остается
злоупотребление властью и контролем над детьми со стороны взрослых.
В результате возрастающего внимания общества к психологическим аспектам жестокого
обращения с детьми, произошли значительные изменения в том, как определяется этот феномен и как
изучается его воздействие на детское развитие. В прошлом жестокое обращение связывалось в
основном с получением телесных повреждений. Однако сегодня мы понимаем, что телесные
повреждения — лишь одно из многочисленных последствий жестокого обращения, которое может
также нарушать развитие у ребенка навыков социального взаимодействия, негативно влиять на его
самооценку и ослаблять уверенность в собственной безопасности.
Мы начнем обсуждение жестокого обращения с детьми и отсутствия родительской заботы с
рассмотрения роли семьи в социализации детей. Кроме того, мы поговорим о необходимости
установления четкой границы между приемлемыми и неприемлемыми действиями по отношению к
детям.
Исторический и семейный контекст
Нынешние взгляды общества на воспитание и общественная нетерпимость к насилию над детьми
и отсутствию родительской заботы сформировались
сравнительно недавно. Насилие над детьми
существовало во все времена и возникало гораздо чаще в предыдущих поколениях, чем сегодня
(Radbill, 1987). Однако в прошлом его редко рассматривали как серьезную проблему или тревожное
явление. В течение долгих лет дети считались исключительной собственностью родителей, и вся
ответственность за их воспитание лежала на них. Это право родителей оставалось неизменным, а
общество не пыталось серьезно воспрепятствовать бесчеловечному обращению с детьми до случая с
Мари Эллен, произошедшего чуть больше 100 лет назад.
Общественные ценности и законы во многом определяли взгляды на воспитание детей, а
установление жесткой дисциплины и применение наказаний считалось вполне приемлемым и в
некоторых случаях даже обязательным. До нас дошел «нравоучительный» стишок, который дети в
тюдоровской Англии [Тюдоры (Tudors), английская королевская династия, находившаяся у трона с 1485
по 1603 год. — Прим. ред.] повторяли перед сном:
Если я буду лгать
богохульствовать и воровать,
Если буду ругаться,
Дразниться и издеваться
или всем угрожать,
Нужно строго меня наказать.
Добрая мать и наставница,
Если нарушу запрет,
Мне не давайте обед.
Розгу возьмите тогда,
Розгой исправьте меня.
(Powell, 1917, стр. 109-110).
Акт о наказании упрямого ребенка от 1654 года свидетельствует о том, что дети, согласно
патриархальным взглядам, являлись «собственностью» родителей. Как сказано в этом акте, родители (в
действительности только отцы) могли подать петицию в магистрат и отправить своего ребенка на
смерть, если он оказывался очень упрямым или непослушным (Radbill, 1987). Хотя ни разу этот
приговор не был исполнен, сама возможность такой расправы, несомненно, влияла на родительские
установки и методы воспитания. К сожалению, представление о детях как о личной собственности,
которой родители могут распоряжаться, как им заблагорассудится, все еще сохраняется во многих
развитых и развивающихся странах.
Социальная и психологическая незрелость детей ставит их в сильную зависимость от взрослых.
Эта зависимость, а также неспособность защитить себя, делает их особенно уязвимыми перед
различными проявлениями насилия (Finkelhor & Dziuba-Leatherman, 1994). Таким образом, обществу
Hosted by uCoz